Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3—5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов — 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т. е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами .
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Более дробные, но типологически близкие критерии предложены для оценки сочинения в вузе. Первый и второй критерии в предложенных формулировках вполне можно объединить. Раскрытие проблемы на грамотно анализируемом литературном материале — самое главное.
Приведем наши суждения относительно важных критериев качества, позволяющих отразить реальный уровень выполнения задания и выставить соответствующую ему оценку.
Первым критерием при оценке сочинений или ответов на проблемные вопросы является самостоятельность и глубина понимания проблемы, заданной темой, предложенной в вопросе, обоснованность ссылок на текст литературного произведения.
Максимальный балл выставляется, если учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает свое объяснение ее смысла, выдвигая главный тезис, приводя развивающие его исчерпывающие доводы (суждения), демонстрируя знание проблематики произведения и самостоятельность суждений; суждения обосновываются текстом произведения, который привлекается достаточно разносторонне (пересказ элементов текста с их оценкой, короткие цитаты с комментарием, обращение к словесным образам, деталям повествования с объяснением их смысла и др.); фактические ошибки и неточности отсутствуют.
Если учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение ее смысла, ограничиваясь одним тезисом и связывая его с проблематикой произведения, суждения обосновываются текстом произведения недостаточно разносторонне (пересказ элементов текста, обращение к словесным образам, деталям повествования с объяснением их смысла и др.), в работе есть 1—2 фактические неточности, балл снижается.
Те работы, где учащийся обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет ее смысл поверхностно, на житейском уровне, не связывая его с проблематикой произведения или пользуясь только готовыми стереотипами, где имеются 1—2 фактические ошибки, оцениваются еще ниже.
Основанием для отрицательной оценки является непонимание учащимся проблемы, предложенной в вопросе, или объяснение ее смысла крайне упрощенно, учащийся не знает проблематики произведения, текст произведения не привлекается или привлекается необоснованно, в работе имеется более двух фактических ошибок.
Вторым критерием оценки является последовательность и логичность речевого высказывания. Критерии качества здесь следующие:
высший — части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности;
средний — части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть нарушения последовательности внутри частей;
удовлетворительный — части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, не развивается, есть отступления от основной проблемы вопроса;
недостаточный — грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствие общей логики высказывания.
Третий критерий оценивает разнообразие использованных языковых средств выражения, следование нормам речи в сочинении. Следование нормам речи оценивается в зависимости от числа речевых недочетов.
Еще раз заметим, что все вышеназванное важно в любом сочинении, входит в систему его оценки, формируется в процессе обучения этому виду работы. Как видим, ограничиться в хорошей, качественной, претендующей на высокую оценку работе только демонстрацией самостоятельности и оригинальности не удастся. Требуется знание произведения в целом, писательской концепции, взглядов на поднятые проблемы, изображенных героев. Даже если нужно проанализировать стихотворение, лучше, если оно будет воспринято в контексте творчества, с учетом общих особенностей поэзии данного автора, кроме того, нужна опора на знание теоретического стиховедческого материала.
Работа с текстами художественных произведений входит важнейшей составной частью в процесс обучения сочинению. Об этом идет речь в соответствующем разделе данного пособия. Мы также постоянно обращаем внимание на важнейшие теоретические понятия, комплекс художественных средств, при помощи которых писатель эстетически воплощает чувства и мысли. Без внимания к различным аспектам поэтики художественное произведение не может быть понято, истолковано, касается это сочинения или творческого задания.
В идеальном случае учащийся называет наиболее характерные именно для данного текста художественные средства в изображении героев и объясняет их роль в выражении авторской позиции, мыслей и чувств.
Нередко обращение к поэтике является неосознанным, учащийся знает, что о художественных особенностях говорить надо, но отобрать характерные в данном конкретном случае затрудняется, объясняет роль любых художественных средств в изображении героев. Или называются лишь некоторые художественные средства, без объяснения их роли, значения. В этом случае оценка снижается. Ну, а когда автор работы не обращается к художественным особенностям изображения вообще, есть основание для отрицательной оценки по данному критерию.
Впрочем, лучшие создания художников слова нередко отличаются скупым обращением к специальным средствам художественной выразительности. В этом случае в качестве показательного момента художественной формы может и должна быть отмечена благородная простота словесного рисунка. Например, стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...» волнуют глубиной мысли и чувства. Однако поэт почти не использует метафор, эпитетов, красочных сравнений. Нет попыток создать индивидуализированный характер. «Голос нежный», «небесные черты» — этими самыми общими приметами, в сущности, ограничивается характеристика героини. Главное для поэта в этих стихотворениях не живописность, а глубина воплощения душевного переживания. Поэт признает за любимой право на высшее счастье, которое было дано и ему: любить, повинуясь выбору собственного сердца. Благородство чувств лирического героя, отрекающегося от надежд, чтоб не «печалить... ничем», выражено просто, искренне, музыкально.
Чтобы получить высшую оценку, нужно показать владение понятиями нравственного, философского, литературоведческого характера, необходимыми для истолкования проблемы, заданной темой, использовать необходимые синтаксические конструкции.
В настоящем пособии используются и получают трактовку важнейшие литературоведческие понятия, входящие в инструментарий школьного анализа художественного произведения. Многолетняя практика авторов пособия убеждает, что их специальное, автономное изучение малоэффективно. Необходимые литературоведческие сведения в нашем пособии вводятся в процессе изложения методов работы над сочинениями и творческими работами, в том числе и в форме теоретических определений.
Снижение балла по этому критерию производится, если показано владение понятиями нравственного, философского характера, но не использованы литературоведческие понятия, необходимые для истолкования проблемы, предложенной в вопросе, допущены речевые ошибки. Также балл снижается, когда использованная лексика и синтаксические конструкции недостаточно разнообразны, есть затруднения языкового характера.
Отрицательная оценка выставляется в том случае, если речь бедна, смысл рассуждений затемнен неверным употреблением лексики и синтаксических конструкций.
Система оценивания контрольной творческой работы предусматривает анализ содержательной стороны сочинения-рассуждения, его речевого оформления и грамотности.
Прежде всего исходный текст должен быть верно понят. Это означает, что без искажений и фактических ошибок поняты и прокомментированы содержание текста и позиция автора. Нужно стремиться к тому, чтобы в ваших суждениях не было поверхностности, тем более искажения точки зрения автора, нужно избегать стереотипных фраз, простого пересказа содержания.
Следует не только отметить не менее двух языковых средств, использованных автором текста, для создания необходимого ему эффекта, но и объяснить, зачем, с какой целью они использованы. Следует указать, в каких предложениях присутствует отмеченная особенность или процитировать указанные средства выразительности. Голословность, непонимание значения даже найденных языковых средств являются основанием для снижения оценки по этому критерию.
Изложение своего мнения должно быть убедительно аргументировано, только в этом случае можно получить максимальный балл. Избегайте некорректности суждений, фактического искажения позиции автора текста и ошибок в представлении того фонового, дополнительного материала, который вы привлекаете для доказательства своей позиции. Стремитесь собственное мнение подкрепить примерами.
В понятие качественного речевого оформления работы входят смысловая цельность и композиционная стройность работы, связность изложения. Требуется правильно разделить свое сочинение на абзацы: неверное членение является основанием для снижения оценки. Речь должна быть точной и выразительной, то есть богатой в словарном, лексическом отношении, сочинение должно быть написано с использованием различных (но уместных!) грамматических форм, выразительных средств языка.
Методы, при помощи которых вы можете потренироваться в подготовке к этой части ЕГЭ по русскому языку, излагаются в соответствующей части нашего пособия.
Итак, мы еще раз поддерживаем введение сочинения в качестве промежуточной аттестационной формы. Эклектизм и недостаточная целенаправленность комплекта сочинений 2014 года легко корректируются, как только будет четко определена связь с предметом, освоение которого контролируется. Литературное сочинение должно писаться на литературном материале или с его привлечением. Эта идея реализована в формулировках направлений и тематики аттестационных сочинений в 11 классе.
В иных разделах пособия мы будем возвращаться и к сочинению-рассуждению на свободную тему, покажем конкретные методы подготовки и работы с ними. Продолжение этого разговора можно найти уже в следующем разделе.