ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 - 11 КЛАСС

10 класс

Сочинения по русской литературе

ОБРАЗ КНЯЖНЫ МАРЬИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Есть что-то в ней, что красоты прекрасней, Что говорит не с чувствами — с душой...

Е. А. Баратынский

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой мастерски и убедительно рисует несколько женских характеров и судеб. Порывистая и романтичная Наташа становится средоточием материнской жизненной энергии. Красивая, развращенная и глупая Элен Курагина воплотила в себе все достоинства и недостатки столичного общества. Княгиня Друбецкая — мать-наседка, юная «маленькая княгиня», Лиза Болконская — нежный и скорбный ангел повествования. Княжна Марья — идеологическая героиня Толстого. «Из всех лиц... ближе всего душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими лучистыми глазами и такой же душой», — подтверждал Н. Н. Гусев.

В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. Настоящее удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких. Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, ее портреты даже не сохранились, и в своем воображении он создал ее духовный облик. «Я молился ее душе», — говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему в трудные минуты жизни.

Писатель не сообщает деталей внешности княжны Марьи. Девушка «всегда хорошела, когда плакала» . Толстой «неудостаивает» описания внешности княжны, потому что ее природа иная — духовная. У Марьи «некрасивое слабое тело и худое лицо», но при этом «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Себе девушка казалась некрасивой, когда смотрела на себя в зеркало, светским щеголям она казалась «дурною».

Княжна Марья со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим, безвыездно проживает в имении Лысые Горы. Ее отец — Николай Андреевич — человек не из приятных. Это педант, он часто брюзглив и груб. Княжна Марья не выезжает на балы, потому что одиноко живет в деревне, обществом пустой и глупой компаньонки-француженки тяготится, строгого отца смертельно боится, но ни на кого не обижается. Княжна обладает несокрушимой внутренней силой и четкими нравственными ориентирами.

Толстой показал княжну Марью совершенной, абсолютно цельной психологически, физически и нравственно человеческой личностью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Героиня умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение своего отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Княжна любит и «маленькую княгиню», и своего племянника Николая, и предавшую ее компаньонку-француженку, и своего брата Андрея, и Наташу и даже порочного Анатоля Курагина.

Именно княжна Марья высказывает главные идеи о войне и мире. В начале романа, еще до 1812 года и всех его ужасов, в письме Жюли Марья пишет, что война — это знак того, что люди забыли Бога. К этой же мысли после многих жестоких сражений, после встречи со смертью лицом к лицу, после плена и тяжелых ранений приходит ее брат. Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть «счастье прощать». И Андрей, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе, составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с Кутузовым, Сперанским и другими лучшими умами, перечитавший множество книг и знакомый со всеми великими идеями века, поймет, что его младшая сестра, проводившая жизнь в захолустье, ни с кем не общавшаяся, трепещущая перед отцом, разучивавшая сложные гаммы и плакавшая над задачами по геометрии, была права.

Именно княжна Марья предсказала участь самого князя Андрея. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и молилась за него, как за живого, чем, наверное, и спасла. Она поняла и то, что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений, решилась на трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых уже встречались отряды французов. Княжна Марья знала, что Андрей идет на смерть, и предсказала ему, что перед смертью он простит своего злейшего врага. В сцене богучаровского бунта права именно робкая княжна Марья, никогда не управлявшая имением, а не мужики, предполагающие, что им будет лучше под властью Наполеона. Княжна Марья высказывает свои опасения за Пьера, неожиданно ставшего богачом, предвидит большие соблазны и искушения на его пути, и действительно, вся дальнейшая жизнь Пьера — искушения, взлеты и ошибки.

Толстой наделяет девушку удивительной судьбой. Для нее он реализует любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Княжна Марья переживает измену и смерть близких, ее спасает от врагов бравый гусар Николай Ростов — ее будущий муж. Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний и, наконец, — свадьба и счастливая семейная жизнь. Кажется, что автор изящно и умно пародирует многочисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью «женского мира» и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русских девушек начала XIX века, но Толстой особыми литературными приемами всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета.

Каждый раз здраво и логично княжна осмысливает любое «романтическое» или близкое к этому сочетание событий. Ее ум позволяет ей крепко стоять на земле.

Княжна Марья живет напряженным самопожертвованием, которое возведено ею е моральный принцип. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Для нее «христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке», она больше всего на свете желает «быть беднее самого бедного из нищих». Христианская мораль, усвоенная княжной Марьей, обязывает любить всех и прощать всем, но это возможно, как показывает Толстой, только на пороге неминуемой смерти. В жизни христианская мораль даже при высоких душевных качествах Марьи оборачивается неизбежным насилием над собой. Смирению и самопожертвованию княжны Болконской сопутствуют бескорыстные нравственные чувства и напряженная духовная работа. «Это — именно то строгое, серьезное лицо, которое должно торжественно вынести на себе идею романа из хаоса его подробностей... дать всему смысл и значение», — писал о роли образа княжны Марьи в романе П. В. Анненков.