Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века

1.1. Исторические, философско-научные условия развития зарубежной литературы
История развития зарубежной литературы XVII в. неразрывно  связана с теми политическими, социально-экономическими преобразованиями, что происходили во всех странах Европы в данный период времени.
Во-первых, зарождается буржуазное общество, развиваются первые капиталистические отношения, пробуждается национальное чувство у разных народов. К примеру, в Нидерландах, выражение национально-патриотического чувства и начавшиеся общественные движения против испанского засилья приводят к образованию самостоятельного государства, буржуазного по характеру. Буржуазная революция 1640-х гг. в Англии положила конец феодальному строю и в скором времени стала страной первоначального накопления капитала. Другие страны Западной Европы (Италия, Испания, Германия) несколько отставали в своем экономическо-политическом плане. Там все еще сохранялись былые феодальные порядки.
Во-вторых, XVII век в Европе по праву называют эпохой абсолютизма. Абсолютизм имел различные формы в разных государствах. В Англии абсолютизм привел к открытому выступлению против буржуазии, итогом которой явилась революция. Во Франции королевская власть, наоборот, достигает наивысшего своего развития и способствует централизации страны. В Испании, в которой раньше начались данные процессы, власть короля не сыграла столь сильной политической роли, оставив за феодальной знатью многие привилегии. В Германии как такового единовластия не существовало, страна дробилась на более 300 небольших герцогств; то же происходило и в Италии – там сохранялись формы независимых торговых республик.
В-третьих, в это время зарождается иное мироощущение человека, основанное на новых научных достижениях. По сути, научные достижения века можно сравнить с той же политической революцией, но гораздо сильной в своем выражении. На смену возрожденческим идейно-духовным взглядам человека приходят научное познание, научная система, основанная на опыте. Человек стремится познать мир через реалистические методы и приемы, он более не верит, лучше – не доверяет устремлениям духовного плана. Поэтому по праву можно назвать XVII век – веком накопления знаний о мире, о самой человеческой личности.
В-четвертых, на сознание человека данной эпохи по-своему влияла церковь. Происходили различные реформы внутри церкви, появлялись новые религиозные доктрины, которые также приводили к образованию новых социально-политических движений.
Научное и религиозное познания человека 17-го столетия породили противоборство в разуме человека, прежде всего в представлениях о материалистическом и идеалистическом восприятии мира. Главную роль в этом сыграли новые пространственно-временные представления в науке. Начиная с Коперника – польского священника – мир узнал о гелиоцентрической системе мира. Затем последовала эллиптическая картина мира Кеплера, горячо поддержанная открытиями Галилея. Эллипсы Кеплера отвергли эстетический уклон астрономии со времен Пифагора.
Уходит в прошлое точка зрения античной мысли, когда земля воспринималась как круг – символ совершенной фигуры, а небесные тела считались совершенными телами – божествами. Так считали даже Платон с Аристотелем. Соответственно подразумевалось, что «совершенное тело должно двигаться по совершенной фигуре» (Бертран Рассел). Данные представления античности о мироздании окончательно опровергла механистическая картина мира Ньютона.
Физика Ньютона отвергла понятие анимизма. Ученый предполагал вмешательство божественной силы в первоначальном движении космоса, который после подобного толчка стал развиваться и двигаться самостоятельно. Подобные научные исследования диктовали и иное рассмотрение места человека в мироздании.
Новые космические размеры пространства обозначили иные, чем в древности, физические параметры земли и человека. Земля приняла форму с булавочную головку, по сравнению с которой человек совершенно потерялся, что по сути обозначало отрицание личности вообще.
В результате научных достижений Нового времени свое развитие получили два взгляда, прямо пропорциональных друг другу:
а) торжество науки возродило человеческую гордость; б) еще более обозначило различие религиозного и научного начал, что сформировало особый тип человека данной эпохи – человека смятенного, дуалистичного.
Другие философские учения данного века – учения Ф. Бэкона, Декарта, Гассенди, Спинозы, Лейбница подтвердили научное торжество человека. Человек посредством науки стремился овладеть силами природы, полагаясь на свой опыт, основанный на знаниях, а не тщетными упованиями к несуществующему богу. Однако этот век еще не был таким категоричным, каковым будет последующий век совершенного прагматизма, практицизма. В этом столетии человек еще только учился познать исключительные стороны природы, еще не было достаточно накоплено знаний, чтобы отдельной личности быть самому богом – творцом мира.


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница