Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм

2.4. Бытовые комедии
В бытовых комедиях Лопе де Вега наиболее близок к средневековым фарсам, площадному театру. Автор строит действенную коллизию комедий на гротеске, комизме положений, сатирическом изображении человека. Носителем комедийного начала является слуга. Однако образ этот несколько сложнее, чем кажется. Так как в большей степени не столько сам слуга оказывается зачастую в нелепых ситуациях, а сколько окружающие (и зрители в том числе) попадают в подобные сцены. Получается, что не окружающие героя люди (и соответственно зритель) смеются над ним, сколько он – слуга иронизирует над всеми. В этом заключается сложность создания художественного образа в творчестве Лопе де Веги. Данного героя находим в комедиях «Лучший алькальд – король», «Разумный в своем доме», «Перибаньес и командор Оканьи» и в других пьесах.
Огромному впечатлению от содержательного плана, которое производят пьесы Лопе де Веги, способствует прекрасная форма: стройность композиции, мастерское ведение интриги, развертывающийся в нарастающем темпе гибкий, эмоционально насыщенный, играющий всеми красками язык – сплав народной речи, мудрости и поэзии. Часто живой диалог в пьесах перемежается с лирическими дуэтами, сольными партиями героев, данных как готовые сонеты, а также драматическая игра зачастую прерывается народными романсами и песнями. Драматургу удалось реалистично отобразить жизнь со всеми ее перипетиями и дать такие образы людей, какие существуют в реальной действительности. В создании образов со всей очевидностью проступают основы ренессансной литературы: Лопе де Вега любит человека, обыкновенного человека, внесословного, наделенного разумом, чувствами, верой в несокрушимость собственных помыслов и деяний. Оттого пьесы драматурга наполнены неиссякаемым оптимизмом, жизнеутверждением, весельем и своеобразным озорством. При этом необходимо помнить, что четкой тематической градации пьес Лопе де Веги не существует. Яркий тому пример пьеса «Фуэнте Овехуна», которая в свою очередь не придерживается единства действия.
Заявленное одно действие в начале пьесы по мере развития сюжета переплетается с другим действием; происходит постоянная смена места действия, времени. Действие переходит с сельской площади в окрестности деревни, в палаты королевских особ, дни сменяются ночью, зорька перемежается с вечерним закатом и так сменяется сцена новой сценой, что, в сущности, призвано было показать жизнь, бьющую ключом, наполненною превратностями, неожиданными перипетиями судьбы, многими препятствиями и их преодолением человеком, энергичным, деятельным, неунывающим, находящим любой достойный выход из сложившейся трудной ситуации. Именно такого героя создал Лопе де Вега. В обрисовке героя автор последователен. Герои его пьес или отрицательные, или положительные по человеческим качествам. В принятии жизни, в видении в ней места человека герои резко противопоставлены друг другу. В пьесе, с одной стороны, находятся командор Фернандо Гомес, тиран названного селения со своими воинами, слугами; с другой – представлены крестьяне деревни во главе с героями Лауреньсей и Фрондосо. В подобном противопоставлении героев проступают черты будущего классицизма. Однако отличие художественной манеры Лопе де Веги в том, что драматург создает типы развивающихся героев, а это уже наследие ренессансных традиций.
Драматургу удалось с художественной точки зрения верно (реалистично, исторично, национально, как сам требовал этого художник) создать такой сюжет в пьесе, который выявляет, прежде всего, личностное начало отдельного человека на фоне образа всего общества. Драматургом необычайно ярко написаны отдельные герои и единый образ всего народа. Лопе де Вега с достаточной долей реалистичности показывает переход от стихийности человеческих поступков к осмысленным, по-настоящему осознаваемым в тот момент, когда переплетаются личные интересы с национальными, государственными проблемами. Драматург раскрывает именно тот момент, когда зарождается самосознание человека.