Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм

2.5. Драма «Фуэнте Овехуна»
Драма «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») написана в 16121613 гг. Пьеса вобрала в себя события переходного времени, когда по всем пределам Испании прокатилась волна крестьянских волн, бунтов, вызванная реакцией феодальной знати, борьбой короля за единую власть. В драме выразились как взгляды самого драматурга, так и чаяния всего народа о призвании на королевский престол идеального монарха, человека, способного принести мир в раздираемую чужеземцами и собственными феодалами испанскую землю.
Автор воспользовался историческими сведениями: настоящим восстанием в местечке Фуэнте Овехуна от 23 апреля 1476 г. и его последствием. Жители деревни – крестьяне восстали против непомерных поборов феодальной знати, представителем которой являлся командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман. Это лицо историческое. Командор прославился свирепостью в расправах над крестьянами, жадностью и жестокостью. Крестьяне убили его и попросили власти города Кордовы взять их под свою опеку в знак признательности власти короля.
В пьесе данная тема пролеживается автором в противопоставлении двух сил: сторонников принцессы Хуаны (феодальная знать) и доны Исабелы (настоящей королевы, за которой стоит единая Испания, не раздираемая феодалами). Пьеса Лопе де Веги, описывая данное событие, на самом деле вышла за рамки темы простого восстания. Драматург точно намечает причину стихийного возмущения крестьян, что заключалось в феодальном засилье, и задумывается о таком государственном строе, который положит конец политической и социальной нестабильности в стране. 
В «Фуэнте Овехуна» наиболее полно выразились теоретические взгляды автора на задачи современной драматургии. В пьесе находим наиболее полное смещение тех правил, что были приняты драматургией, испанским театром и с которыми драматург безжалостно расстается. Можно сказать, Лопе де Вега намеренно, целенаправленно не соблюдает нормы драматического искусства в произведении.
Сюжет драмы, на первый взгляд, прост: раскрывается развитие истории любви между Лауренсьей и Фрондосо, молодых крестьян. Эту любовь пытается разбить насилием  командор Фернан Гомес. Однако в данный сюжета вплетается еще один – сюжет феодального противостояния королевской власти. Сюжетное переплетение раскрывается через различное осознание героями понятий «разум», «дух», «честь», «долг».
Автор словно проверяет приемом контрастности один из выдвигаемых постулатов ренессансного реализма: добродетель, настоящая по своей природе, рождается в человеке в ходе борьбы с силами зла, в противопоставлении с ними. Герои понимают общепринятые жизненные правила, но относятся к ним по-разному. Так понятия «честь», «долг» одинаково воспринимаются как нормы жизни командором с его свитой и крестьянами Фуэнты Овехуна.
С первых слов командора может сложиться мнение, что это человек чести и долга, рыцарь ордена. Значит, высокий человек? Безусловно, в нем есть черты, подкупающие зрителя (читателя): он сильный, суровый, преданный ордену рыцарь. Однако Фернандо Гомес принимает земные блага как должное, они достаются ему без особых усилий и по малейшему его приказанию. Герой считает подобный образ жизни правильным.  Таким командор предстает перед нами впервые, когда убеждает юного неопытного в военном деле, в чем-то неискушенного магистра, совсем еще молодого человека выступить на стороне феодалов и поддержать притязания на королевский престол принцессы Хуаны. В разговоре с магистром командор несколько раз говорит слова «честь», вкладывая в данное понятие прежде всего сословные притязания. Все, что относится к высшему свету, для командора наполнено именно таким понятием. По его размышлению, крестьяне не имеют права не только говорить о чести, но и притязать на такое высокое понятие.
Главная идейная задача автора – утверждение внесословных, общечеловеческих ценностей. Именно такая нравственная основа героев Лопе де Веги позволяет им подняться над мелкими, обычными жизненными вопросами своей жизни до высот глубоко нравственных, важных государственных проблем. Поэтому Лауренсья, Фрондосо, Менго, другие крестьяне даны в развитии. Их необходимо назвать динамичными героями, тогда как командор, король и королева, магистры ордена Сантьяго и Калатравы, рыцари, воины показаны в статике. Они не развиваются, изображены в своих действиях в «готовом» виде.