Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм

План практического занятия
1. Ренессансное наследие и новаторство Лопе де Веги.
2. Художественная картина мира в пьесах драматурга.
3. Основные черты творчества Лопе де Веги.
4. Цветовая палитра в художественной картине мира драматурга.
5. Новые веяния времени и пьеса Лопе де Веги.

Задания для СРС
1. Прочитайте монолог Лауренсьи, какие черты ренессансного реализма в нем проявляются:

Клянусь создателем, что мне
Куда милей, моя Паскуала,
Проснувшись рано, ломтик сала
Себе поджарить на огне,
Мне чтобы вкусней был кренделек,
Который я из печки выну.
И отхлебнуть, в ущерб кувшину,
Тайком от матери глоток;
Куда милей в полдневный час
Смотреть как мясо и капуста
С приятным звуком пенясь густо.
Заводят свой веселый пляс;
Иль, если голод слишком рьян
И от работы ломит сипну,
Сосватать жирную свинину
И полновесный баклажан;
А вечером, когда прохлада.
Готовя к ужину еду,
Гроздь пощипать в моем саду, –
Господь храни его от града!
Куда милее на ночь съесть
Салат на постном масле с перцем
И лечь в постель с покойным сердцем...

2. Вчитайтесь в слова героя (Эстебан «Фуэнте Овехуна»), какими человеческими чертами наделяет автор своих героев?

Достатки наши худы.
Сокровищ на повозках этих нет,
Скорее – добрых пожеланий груды,
Да ветви для красы. Однако ж
Две-три корзины глиняной посуды.
Вот гуси, целый полк, и каждый взвод
Высовывает шеи из палаток.
Чтобы воспеть ваш доблестный поход.
А вот свиных соленых туш десяток.
С их потрохами; дух от этих шкур
Приятней, чем от амбровых перчаток.
А вот две сотни каплунов и кур;
Все овдовели петухи в округе.
И каждый ходит скучен и понур.
Здесь нет коней, нет дорогой кольчуги.
Нет златотканых сбруй, но верьте мне
– Дороже злата преданные слуги.
А все же с ним сравнится по цене
Вот эта дюжина мехов; с врагами
В любой мороз вы справитесь вполне.
Согрев дружину этими мехами;
Они в бою полезней всяких лат.
У вас бойцы полезут в драку сами.
Сыры и прочий кой-какой приклад
Идут в придачу с нашею любовью.
И да послужат, утешая взгляд,
И вам и вашим к доброму здоровью.

3. Почему Лопе де Вега в своем творческом направлении приоритет отдавал жанру комедии?

Зеркалом жизни назвать почему комедию мы можем?
Что она юноше дать в силах и что старику?
Что в ней помимо острот, цветов красноречья и разных
Нас поражающих слов. Можно и должно искать?
Как посредине забав настигает беда человека,
С легкою шуткой как переплетается мысль?
Сколько предательской лжи мы нередко у слуг наблюдаем,
Сколько лукавства таит женщина в сердце подчас,
Как смехотворен и глуп и несчастлив бывает влюбленный,
Как соблюдают черед в жизни прилив и отлив,
– Про это все, о правилах забыв,
Внимай в комедии: тебе она
Покажет все, чем наша жизнь полна.

4. Прочтите строки из пьесы «Фуэнте Овехуна», какой смысл авторского понимания заключается в словах о чести человека?

Помыслите о том, что честь
Велит вам в наступившей распре –
свидетельство феодальных войн
Примкнуть к сородичам своим
Мы вам оказываем честь.
В ком чести нет, тот оказать ее не может»,
«Мы жить хотим, как до сих пор,
Чтя вашу честь и нашу честь.
В Фуэнте Овехуна много живет достойнейших людей»,
Рехидор «Вы недостойно говорите,
Вы чести нас лишить хотите,

И слушать это нам позор».