Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 3. Педро Кальдерон и барокко

3.1. Личность Кальдерона
Настоящее имя драматурга звучит как Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681). Абрам Львович Штейн писал: «У Кальдерона дурная слава, про него известно, что он католик и монархист». Немецкие романтики отзывались о нем следующими словами: «Кальдерон – католический Шекспир». Утверждение верно наполовину: Кальдерон получил действительно хорошее образование, основу которого в большей степени составляло религиозное учение (обучение в иезуитской коллегии, в Саламанкском университете и университете Алькала).
Иезуитизм оставил существенный след в мировоззрении Кальдерона. В этом религиозном течении были ростки позитивного начала для своего времени. Созданный Лойолой Игнатием, испанским теологом и философом, орден иезуитов, способствовал развитию науки, философии. Благословленный самим папой римским в 1540 г. Орден сосредоточил свое влияние в жизни мирян на образовании. Образование, которое давали иезуиты, когда этому процессу не мешало богословие, было наилучшим из всего, что тогда существовало. Немаловажный фактор положительного в образовании иезуитах заключался в том, что они были единственной организованной дисциплинированной организацией, не отступающими ни перед какими трудностями и опасностями. Терпимость к трудностям, стойкость в их преодолении у Кальдерона отсюда.
Однако, несмотря на то, что Кальдерон написал достаточно много духовных драм, был рукоположен в 1650-е гг. (1651) в священники, числился почетным духовником короля и властью же короля введен в сан придворных драматургов, религиозное начало в нем не возобладало, а скорее позволило глубже, вдумчивее смотреть на мир.
Драматург был свободен от канонов церкви, более того – впитал, вобрал в свое творчество самое передовое в философско-научном представлении о мире 17-го столетия (теорию познания Декарта). Как бы в отместку за человеческое и художественное своеволие церковь, иезуиты в 1682 г. уже после смерти Кальдерона (который естественно уже не мог им ответить) вершили над ним суд: обрушились с неистовой критикой на него, его творчество, театр Кальдерона, стремясь вычеркнуть из памяти испанцев имя драматурга и одновременно и весь театр испанского золотого века с именами Лопе де Веги, Хуана Руиса де Аларкони, Тирсо де Молины. Сам век, королевская, религиозно-инквизиторская власть Испании, неудержимо пробивающийся к свободомыслию дух народа, социальное положение семьи – все повлияло на человеческие и творческие данные Кальдерона.
Как о человеке о нем известно немногое – выходец из средних дворян, которым приходилось служить ради живота своего в правительственных учреждениях или принимать священный сан. Кальдерону и его братьям пришлось продать место отца в Совете (министерстве) по финансам. В 1630-1640-е гг., будучи в армии, он побывал в Италии (что имело важное значение для него как деятеля культуры), Фландрии, участвовал в войне с Францией, подавлении Каталонского восстания. О бурной его жизни говорят неоднократные дуэли и кровавые стычки. Все это не лишний раз подтверждает факт тернистого пути настоящего творца, создававшего свои труды, несмотря на различные многочисленные жизненные препятствия.
Если рассматривать творчество Кальдерона, то можно наметить следующие вехи его творчества: 1) комедии; 2) драмы чести; 3) морально-философские и религиозные драмы.