Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 3. Педро Кальдерон и барокко

3.6. Сложность барочного образа
Барокко представляет очень сложный образ, данный обязательно в его художественном нагромождении. В этом плане образ страдает сложностью в сочетании полярных черт, перегруженности различных элементов, одновременно в аллегричности и антитетичности. Перед взором читателя проступают черты не одного образа, а сразу несколько. На примере обыкновенны цветов, которые с утренним лучом расцветают, а к ночи умирают, драматург раскрывает перед читателем философию жизни. Казалось бы, перед нашим взором на примере роз раскрывается обычная картина природы: происходит смена дня и ночи, сначала цветение, а затем закономерное увядание растительной стороны природы. Барочное мировоззрение в одном и том же образе выдает совершенно необычное представление. Розы изображают собой символ жизни, символ человеческой жизни: «в одной и той же чаше / И колыбель и гроб». Для природы это естественный процесс, он длится веками, столетиями, а для отдельной человеческой личности это же время расцвета и угасания оборачивается секундой, мгновением в данной бесконечной цепи. Отсюда образ человека, образ человеческой жизни не случайно ассоциируется с образом прекрасной розы, заведомо обреченной на раннюю гибель.
С точки зрения человека барочного мировосприятия, необходимо примириться с этим, примирить разум  и чувства в осознании кратковечности человеческой жизни. Отсюда рождаются подобные строки у поэта: «И тускло все. Вот лик судьбы людской». Поэтическая мысль вскрывает барочную философию: человек, не успев родиться на свет, расцвести, мгновенно угасает. Таким образом, перед нами настоящее нагромождение художественного образа, что отличает искусство барокко.