Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 3. Педро Кальдерон и барокко

План практического занятия
1. Философия начала Нового времени и творчество Кальдерона.
2. Новаторство Кальдерона.
3. Мировосприятие Кальдерона и религиозное направление времени.
4. Основные художественные приемы в творчестве Кальдерона.
5. Герой Кальдерона.
6. Истоки трагического предощущения мира в драмах Кальдерона.

Задания для СРС
1. Прочитайте монолог Сехисмундо («Жизнь есть сон»), какими художественными приемами проявляется барочное мировосприятие:

Я знаю, наконец, я смертен,
И нет мгновений достоверных;
По этой-то причине разум
Устроил гроб и колыбель
Похожими по внешней форме,
Похожими по матерьялу.
Когда кого-нибудь мы просим,
Мы руки складываем так
И поднимаем их; когда же
Хотим мы что-нибудь отбросить,
Мы то же делаем движенье,
Но опускаем руки вниз
Когда рождаемся мы к жизни,
То в знак того, что мир нас ищет.
Он в колыбель нас принимает,
Которая открыта вверх.
Когда ж с презреньем или гневом
Он пожелает нас отбросить,
Он вниз тогда роняет руки,
И тот же самый инструмент
Меняет смысл при той же форме,
И. сохраняя ту же сущность,
Что было кверху колыбелью.
То к низу превратилось в гроб.
Так близко мы живем от смерти.
Так тесно при рожденьи нашем
Сливаются, черта с чертою,
И колыбель, и ложе мглы....
То не отчаянье, не думай.  
Меня не отвращает жизнь...

2. Прочитайте строки из пьесы «Стойкий принц», назовите основные черты барокко:

Однажды утренней порой,
В тот час, когда, полупроснувшись,
И смутный запад попирая,
Выходит солнце, разметавши
Волну сияющих волос
Над нежной белизной жасминов.
Над блеском роз багряноцветных.
И тканью золотой стирает
С очей проснувшейся зари
Сверканье слез огня и снега.

3. Прочитайте строки из пьесы «Стойкий принц», дайте характеристику барокко как художественному методу: 

С веселостью, и пышной, и беспечной,
Цветы проснулись утренней зарей.
Настала ночь, и вот, с холодной мглой,
Их сон объял, непробудимо вечный.
В них с золотом и с белизною млечной
Играла алость радужной игрой.
И тускло все.
Вот лик судьбы людской.
Так много день уносит быстротечный.
С рассветом ранним розы расцвели
И умерли: в одной и той же чаше
И колыбель и гроб себе нашли.
Так точно мы, рожденные в пыли,
В единый день свершаем судьбы наши:
Столетья – час, когда они прошли.

4. Прочитайте монолог героя («Жизнь есть сон»), дайте характеристику человека начала Нового времени:

Меня Басилио великим
Во всей Вселенной нарекли.
И вам уж издавна известно,
Что всех наук я чту превыше
Математические знанья
С немой утонченностью их.
И ими славу обделяю
И ими время я лишаю
Неоспоримых полномочий
Учить о новом с каждым днем:
Затем что чуть в своих таблицах
Увижу новое в грядущем,-
И время первенство теряет
Вещать о том, что я сказал.
И те окружности из снега.
И те хрустальные покровы,
Что принимают блеск от солнца
И разделяются луной, -
Все те миры из бриллиантов.
Все те хрустальные пространства,
Где блещут стройные созвездья,
Кочуют полчища планет...
Мне сын рожден был злополучный.
И небеса в его рожденьи
Свои явили чудеса.
Пред тем как ласковому свету
Он отдан был живой гробницей,
Гробницей чрева, так как схоже
Родиться в мир и умирать...

5. Прочитайте монолог героя («Жизнь есть сон»), определите стилистическую природу творчества Кальдерона:

Хотя я зверь меж человеков.
И человек среди зверей.
И в столь значительных несчастьях
Внимал зверям, чтоб стать мудрей,
И государственную мудрость.
Смотрев на птиц, я изучал.
И к звездам взор свой устремляя,
Круги их в небе измерял
Но только ты, лишь ты был властен
Внезапно укротить мой дух,
И усмирить мои страданья.
И усладить мой жадный слух.
И на тебя я с каждым взглядом
Все ненасытнее смотрю,
И с каждым взглядом я как будто
Об этой жажде говорю.
И смерть я взглядами впиваю.
И пью, без страха умереть.
И, видя, что, смотря, я гибну.
Я умираю, чтоб смотреть.
Но пусть умру, тебя увидев.
И если я теперь сражен.
И если видеть – умиранье.
Тебя не видеть – смертный сон.
Не смертный сон, а смертный ужас.
Терзанье, бешенство, боязнь.
Ужасней: жизнь, – а ужас жизни,
Когда живешь несчастным, – казнь.