Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 4. Пьер Корнель и классицизм

4.4. Теоретические взгляды Корнеля
Имя Корнеля неразрывно связано с утверждением главного жанра классицизма – трагедии. Корнель первым в истории французской литературы поднял драматургию до постановки и разрешения значительных этических вопросов и проблем общегосударственного масштаба. До Корнеля во французской драматургии конца XVI – нач. XVII в. центральной фигурой был одинокий герой, который ощущал себя жертвой истории, общества и рока и пассивно переносил удары тяжелой судьбы. Основным предметом изображения были страдания такого героя, его жалобы и сетования. Корнель постарался изобразить людей активных, сознательно и целеустремленно участвующих в движении истории, ощущающих свою ответственность перед ней. Сталкивая своих героев с глубокими противоречиями исторического развития, Корнель значительно обогатил драматургию, сделав более содержательным, напряженным и острым художественный план. Корнель проповедовал идею долга перед государством и общественной нравственностью, призывал обуздать индивидуальные страсти. Рациональное начало оттесняло на задний план эмоциональное. Корнель проповедовал приоритет нормы над поэтическим своеволием.
К теоретическим трудам Корнеля относятся трактаты «Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее согласно законам правдоподобия или необходимости», «Рассуждения о трех единствах действия, времени, места». На основе теоретических принципов Аристотеля Корнель выводит свои, в которых требует, придерживаясь античных законов, следовать изменяющимся условиям реальной жизни, самой природы человека.
Корнель предостерегает современного художника от слепого подражания строгим правилам древнего искусства. Особенно данное требование Корнеля касалось теории катарсиса Аристотеля. Корнель много рассуждает о теории очищения человека в момент сопереживания герою. Для примера Корнель ссылается на точку зрения Аристотеля при анализе трагедии Софокла «Эдип царь», где теоретик античной литературы выдвигает теорию катарсиса на основе трагедии героя.
Корнель недоумевает: «... допустим, что Эдип был виновен (по сюжету Эдип по ошибке убивает своего отца, от этого его страдания); и в этом случае я все-таки не вижу, какую страсть являет он нам для очищения и как мы может исправиться благодаря этому примеру...». По мнению Корнеля, несчастье должно возбуждать сострадание в людях, делать человека чище. Однако страдания героев должны быть реальными страданиями, настоящими, а не возвышено-искусственными. Трагическая ситуация должна быть приближена к действительности, и завязка трагического конфликта должна начаться не по случайной ошибке, стечению обстоятельств, как это было в глубокой античности, а на противопоставлении разумного начала в человеке его же чувствам.
Герой, поставленный в такие условия, должен проявить неумолимую твердость разумного решения, чтобы преодолеть не только обрушившиеся на него беды, но и собственную слабость духа. Герой обязан был стать  целеустремленным, цельным именно в преодолении своих слабостей. Герой трагедии обязан был убедить зрителя в непреложности своих взглядов. Тогда, с точки зрения Корнеля, герой будет по-настоящему вызывать чувства сострадания и положительно действовать на зрителя. Если данные правила не осознанны трагиком, то Корнель не видит смысла в теории катарсиса Аристотеля: «... боюсь даже, не представляет ли рассуждение Аристотеля по этому предмету лишь прекрасную идею, которая на самом деле никогда не осуществляется».
Корнель исходит из убежденности, что драматическое произведение является своего рода «портретом человеческих поступков», направляемых разумом. Герой классицистического произведения должен был обладать одной доминирующей чертой характера, кроме того, герои должны были обязательно делиться на положительных и отрицательных персонажей. Отсюда характер героев должен был быть однолинейным.
Однако в этом плане нельзя понимать принципы классицизма в некоторой однолинейности, односторонности. Разработка античных сюжетов позволяла, с точки зрения Корнеля, обратиться именно к внутреннему миру индивидуума, вывести на сцену думающего и размышляющего героя, в котором сочетались, по законам реальности, самые различные противоречивые чувства и мысли. Корнель требовал от драматурга строгого следования принципам простоты, стройности и логичности при создании образов, композиции произведения. В этом плане драматург исходил из правил античности о трех единствах – это требование места, времени и действия. Корнель объяснял целесообразность данных правил заботой о «достижении правдоподобия». Так, драматург допускал возможность «вводить несколько опасностей в трагедию и несколько интриг или препятствий в комедию, лишь бы только одно из них необходимо влекло за собой другое...».
В отличие от ренессансного театра драматурга Нового времени интересовало не действие как таковое, а поступок героя и его психологическое объяснение. Корнель считал, что об основных событиях зритель должен узнавать из монологов и диалогов действующих лиц, поэтическое слово должно было безраздельно господствовать на сцене.
Классицистическая пьеса, по мнению Корнеля, это разумно организованное произведение искусства. Основа пьесы как произведения классицизма обязательно должна быть назидательной, достаточной для исправления нравов. Театр эпохи классицизма обязан был быть рупором государственных идей, способствовать становлению и развитию общественной этики, утверждать веру в общественный идеал.