Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века

1.4. Формы барочной реализации: маринизм, культизм, гонгоризм, консептизм
Барокко принимало различные формы своей реализации: маринизм, культизм или гонгоризм, консептизм. Наиболее яркими течениями были культизм и консептизм.
Маринизм так же способствовал развитию барочного выражения в видении мира. Утверждающийся в поэзии итальянского поэта Джамбаттисты Марино данный стиль барокко способствовал выработке особых изощренных способов и средств художественного выражения. Доминирующими чертами являлись вычурность поэтического стиха, пышная риторичность слова и слога в целом, формальность логического построения стиха, неясность, нечеткость образного строя. При всех художественных изысках маринизм не получил дальнейшего распространения в поэзии. Культизм связан с творчеством испанского поэта Луиса де Гонгоры -и-Арготе, поэта и священника конца XVI – нач. XVII в. Стихи поэта дошли до читателя после его смерти. Первый сборник Луиса де Гонгоры был назван как «Сочинения в стихах испанского Гомера». Имя древнего певца не было случайностью. Для Гонгоры имя Гомера являлось единицей измерения его творчества. Не случайно Гарсиа Лорка характеризовал поэзию Гонгоры словами: «В творчестве Гонгоры слышатся голоса римских поэтов Сенеки и Лукана. Сочиняя кастильские стихи при холодном свете римского светильника, Гонгора возвеличивает подлинно испанское направление в искусстве барокко. Он не прост, но доступен и ярок».
Культизм, или гонгоризм – это особое течение в испанской поэзии, которое стремится к тому, чтобы противопоставить совершенство низменному, высокое безобразному. Это поэзия, требующая все новых художественных изысков. Гонгора считал, что поэзия – удел избранных и не только для поэтов, но и для читателей. С позиции Гонгоры поэзия ориентирована на тонкого читателя, подготовленного. Поэтому язык поэта сложен, сплошь усыпан метафорами, нанизанными друг на друга. Поэт стремился к изысканности поэтической речи, бессюжетности, изощренности ассоциаций.
В целом культисты облекали в сложные формы обыкновенные мысли и образы. Если вспомнить подобные течения в литературе, то в первую очередь можно привести петраркистов. Петраркисты так же стремились к особому выражению мыслей, по-новому создавали образы, но их образы, метафоры понятны. Это образы одного рода, например, травы, цветы. Другое у гонгористов – в их поэзии разные вещи, понятия создают единый образ, например, цветы = хрусталь. Образ должен был быть как можно темным, то есть непонятным, отсюда сложным. Поэтому Луис де Гонгора соединяет традиции национальной поэзии с научной традицией, создавая неологизмы. Стихи поэта оказываются обязательно загадкой. Можно определить стихи Гонгоры как интеллектуально продуманную образную игру. Самые обыкновенные чувства в лирике Гонгоры обязательно облекаются в немыслимые образы, эпитеты, сравнения. Так любовь у Гонгоры – одновременно это чувство мести и чувство порабощения человека. Таков Купидон – крылатый божок, незрячий вождь, ветреный военачальник, и верное служение ему ничего не приносит солдатам, кроме ненужного страдания. Человек в стихах Гонгоры обречен на сложную жизнь, полную страданий и превратностей. Он строит из неисполнимых снов башню в пустоте, наподобие Вавилонской, где все пребывает в страшной путанице, смеси добра и зла, закона и беззакония. Вместе с тем стихи Гонгоры красочны, в них ощутима, говоря его же строками, «марокканская работа: бляхи с чернью и финифтью, с филигранью золотою».
Консептизм – это другое направление барокко, связано с интеллектуальной мыслью. По требованиям консептистов, мысль должна быть насыщена природой противоречий, игрой слов, каламбурами, фонетической перекличкой, изначально изобиловать сложностью мыслей и образов. Именно поэзия консептистов порождает понятие «трудный стиль». Например, изречение Ф. Кеведо: «Честь не в чести, но почести в почете» представляет странное отношение к миру, человеку. Чувствуется и неверие в человека, и подчеркивание изначальной природной слабости в нем, и в то же время стремление индивида преодолеть данную двойственность.
Ф. Кеведо начинал с сатирических произведений, с памфлетов «Генеалогия оболтусов», «Указы», «Уложения», в которых критикует пороки человечества. Кеведо – создатель одного из первых плутовских романов «Истории жизни пройдохи по имени Паблос». Роман выражает черты барочного мировосприятия: мир – это средоточие насилия, зла, лжи, и человеку не следует ждать ничего хорошего в жизни. Герой романа поступками доказывает истину барочного направления: человек – существо с ограниченными возможностями и жизнь его – страшный путь. Автор даже не упоминает о добродетельных качествах в человеке, их нет, так как мир, полный зла и насилия, может порождать только подобное себе. Оттого человек не должен доверять никому – ни одному человеку, даже самому миру. «Человек человеку - волк» – таков девиз романа Кеведо. Пессимистическая мысль Кеведо пронизывает все искусство барокко.
Представителей культизма и консептизма нередко причисляли к формалистам. Им отказывали в искусстве, художественности. Тем не менее, необходимо признать поэтические усилия данных художников слова. Так как и Гонгора, и Кеведо, и другие писатели данных течений по существу стремились найти то единственное, особое художественное слово, которое могло точно передать рождающуюся сложную мысль в сознании человека начала нового столетия.