Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века

1.5. Литературный процесс: классицизм
Классицизм – от лат. классикус – образцовый. Главная черта европейского классицизма – это глубокое обращение к античному наследию. Классицисты ориентировались в художественном творчестве на античное искусство, на труды Аристотеля и Горация.
Отсюда строгая регламентация литературных жанров и стилей, упорядоченность мысли, подкрепленная природой рационалистической философии. Как результат, принцип самоограничения в литературе классицизма. Данный принцип имел две стороны. Первая сторона – самоограничение количественное. Это требование лаконичности поэтической формы: стремление к четкости изображения, точности в передаче психологических черт в природе человека, а не такого непонятного, нагнетаемого, как в барокко.
Классицизм придерживался теоретического принципа: качественное самоограничение. Реализация принципа была в том, что обязательно отбрасывалось все случайное, второстепенное, единичное.
Происходил тщательный отбор единственно верного слова и точное построение фразы; это соблюдение трех единств: действия, времени, места; целостной композиции и монолитной характеристики героев; соблюдение особенностей в речевой природе героев (например, в трагедии – возвышенная поэтическая речь, определенный стихотворный размер). Подобная строгая иерархичность в искусстве классицизма была порождением всей общественной, государственной, культурной направленности данного времени.
Классицизм прежде всего связан с утверждением просвещенного абсолютизма. Развиваясь на основах рационалистического мировоззрения, классицизм восстанавливал гуманистическую веру в гармоническую природу, требуя полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. Творцы классицизма исходили из идеальных представлений о государстве, поэтому утверждали идею приоритетности прежде всего интересов государства над интересами отдельной личности.
Только в служении государству классицисты видели первоочередный долг личности, тем самым подчеркивали нравственную ответственность человека перед обществом.
Закономерно литература классицизма породила прежде всего гражданские, героические, патриотические темы и мотивы и образ сильной личности. Культ разума требовал от художника высокой устремленности, возвышенной страсти, которая должна была парить над повседневностью. Поэтому основу произведений классицизма составляет конфликт между личным и общественным, гражданским долгом, чувственным и разумным началами. Стремление героя к счастью обязательно соотносится с идеальными эстетическими и гражданскими нормами.
Правомерно отмечал характерные черты в человеке данного времени философ Блез Паскаль. Ученый определил формулу человека следующим размышлением: «Человек – мыслящий тростник». По мнению философа, «человек, несомненно сотворен для того, чтобы думать: в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом, о своем создателе и своем конце. Но о чем думают люди? Вовсе не об этом, а том, чтобы поплясать, побряцать на лютне, спеть песню, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д. повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задуматься над тем, что это такое: быть королем и быть человеком».