Курс лекции по мировой литературе XX века. Аманова А.А.

Эрнест Хемингуэй (1899-1961гг.)

Андрей Платонов прочитал в 1938г роман Хемингуэя «Прощай оружие!» и написал рецензию открывавшуюся такими словами: «Из чтения нескольких произведении американского писателя Э. Хемингуэя, мы убедились что одной ич главных его мыслей является мысль о нахождении человеческого достоинства.

Главная же - достоинство - следует еще найти, открыть где-то в мире и в глубине действительности, заработать его «может быть ценою тяжелой борьбы и привить это новое чувство человеку, воспитать и укрепить его в себе» Вопреки установившейся к тому времени на Западе критической традиции определявшей Х-я как писателя воспевающего насилие жестокость.

В стремлении правдиво - иными словами реалистически изображать жизнь видел Х-й высшую задачу писателя его призвание. Для этого как впоследствии будет сказано в повести «Старик и море»(1952) надо показать «на что способен человек и что он может вынести». Э.Хэмингуэй вырос в семье доктора, в провинциальном американском городке в Иллинойсе. Его детские годы прошли в лесах штата Мичиган. Тот, кто читал рассказы писателя о Нике Адамса, его отце и друзьях - ищейках, может даже и не в полной мере отожествлял Ника с художником, представить мир отрочества Хемингуэя. Когда, закончив колледж в родном городе, он уехал в Канзас-Сити и стал там репортером местной небольшой газеты. 19- летний Хемингуэй очутился на итальянском фронте первой мировой войне. Служащий вспомогательного санитарного отряда, Хэмингуэй. был тяжело ранен. После длительного пребывания в госпиталях Хэмингуэй. вернулся в штаты - но ненадолго: в качестве корреспондента. Здесь он начал писать, познакомился с представителями «потерянного поколения», группировавшимися вокруг Г. Стайн.

Хемингуэй был по существу, ровесником века — он родился в 1899 г. — и все его поколения метко названное «потерянным поколениям» (удачный термин, оброненной Г. С. И введенной Хэмингуэем.

В литературу, предстал перед ними миром жестоким, холодным и лишенным смыслом. В качестве корреспондента в 1922 г. он участвовал в Греко-турецкой войне Рукопись романа о Греко-турецкой войне, написанного им по свежей памяти, - первого романа Хэмингуэя. - погибла.

В начале 20-х годов Хемингуэй обосновался в Париже. Выезжал в другие страны Европы, в Италию, где к власти пришел фашизм, в Гур, разбойнически оккупированной Антантой. Его репортажи тех лет говорят о мужающем таланте подлинного художника XX в., чувствующего драматизм событии своего времени, умеющего различить в трагедиях целых народов и личные трагедии, судьбы простых людей, которые волнуют Хэмингуэя. все в большей мере.

В середине 20-х г. Хэмингуэй отходит от работы в газетах. Он становится профессиональным литератором и быстро завоевывает признание в кружке американских писателей, живших в те годы в Париже и группировавшихся вокруг Г. Стайн.

Писатель воевал против фашистской диктатуры в Испании. В дни мировой войны охранял Америку от немецких подводных лодок, за тем служил корреспондентом в авиационных частях и принимал участие в высадке союзных войск во Франции. Последние годы жизни прошли на Кубе. «Папа» - называли его близкие и знакомые в большую литературу Хэмингуэй. вошел во второй пол. 20-х г., когда вслед за книгой «в наше время» (1924) появляется его первые романы «Восход солнца», (1926) (Фиеста) и «Прощай оружие», эти романы дали повод к тому, что Хэмигуэя стали считать одним из наиболее выдающихся художников «Потерянного поколения». Ощущениям трагедии пронизано большинство произведении Хэмингуэя. первого 10 - летия его творчество - с сер. 10-х до сер 30-х. Окружающая действительность воспринималось писателем мозаикой больших и маленьких человеческих трагедии в которых воплощалась бесплодная погоня человека за счастьем, безнадежным поиск гармонии внутри себя, одиночества среди люден. Первая книга Хэмингуэя. «В наше время» (1924г) - повествовало о не давней идиллической юности и пришедшей на смену ей жестокой войне. Композиция книги причудливо, описание событий дается резко контрастно. В книгу вошли рассказы о детстве и юности Ника Адамса первого лирического героя Хэмингуэя.

В книге «В наше время» намечено и другая тема- потерянного поколения. В одном из рассказов - «Дома» - Х-й, передает историю Кребса. Судьба людей, обожженных войной, выбитых его из колен, неизлечимо отравленных ее дыханием стоит в центре романов «И восходит солнце» (Фиеста) (1926), и («Прощай оружие!»). Проблема «Потерянного поколения» развернута в полную силу в повести «И встает солнце» (русский перевод «Фиеста»). В «Фиесте» много прекрасных, бурных сцен, изображающих испанский народный праздник во всем его архаическом великолепии, на фоне которого так жалки американские и европейские туристы. С этими эпизодами романа контрастируют иронические зарисовки Парижа с его кабаками, проститутками, космополитическим смешением отбросов и бездельников всех стран мира, казалось бы, уже этого достаточно для того, чтобы сделать «Фиесту» книгой страстной и грустной, полной терпкого ощущения послевоенной жизни. Но самое важное в книге не эти живописные контрасты, а более глубокое сопоставление жизни, которая течет, как ни в чем небывало, и судьбы Джейка Барнса, воплощающего в себе миллионы погибших и искалеченных жертв войны. Существует различные трактовки романа «Фиеста». Так, В.Н. Богословский пишет: в «книге дается убедительный и точный портрет представителей коренного поколения». Борис, главный герой я, производит впечатление человека сильного и здорового, он много работает, но внутренне он надломлен. Тяжелая физическая травма, полученная на войне, превращается в травму духовную, он болезненно ощущает свою неполноценность, невозможность личного счастья. В душе его царят опустошенность и отчаяние. Другие персонажи романа, несмотря на физическое здоровье, такие внутренне опустошены.

Мы встречаем Джейка и его друзей в парижских кафе, в увеселительных поездах по северной Испании, на празднике фиесты. Но где бы они не были, Джейк, Бретт и другие не чувствуют себя счастливыми. Четкие, лаконичные, но удивительно яркие, импрессионистские картины шумного Парижа, стромы басков, праздничной атмосферы испанской фиесты контрастны внутренней растерянности героев, их неспособности что- либо изменить в мире и в своей жизни.

Все эти годы Х-й не делал попыток решать социальные проблемы. Жизненная программа его героев крайний индивидуализм ; отсюда и их внутренний разлад как следствие несостоятельности этой программы. Одиночество не делает их счастливыми» Также трактует роман Р.Ж. Сомарии: «Война изуродовала его (Джейка), вычеркнула из числа нормальных людей, навсегда заклеймила его печатью неполноценности. За уродством физическим приходит уродство душевное. Джейк Барне нравственно разрушается, опускается все ниже.

Один из самых трагических героев «потерянного поколения». Он живет, пьет, курит, смеется- но он мертв, он разлагается; жизнь причиняет ему одни страдания. Он томится по ее обычным, естественным радостям, которыми живут все вокруг и которые запретны ля него. Пожалуй, им в одном из произведений «потерянного поколения» не была выражена с такой силой необратимость потерь, нанесенных войной, неизлечимость ран, причиненных ему. Глубокое неблагополучие послевоенной Европы, зыбкость мира, которым торопятся насладиться выжившие, чувствуется в «Фиесте». А солнце все-таки восходит над этим печальным и жалким миром!»

Свой первый роман «Фиеста», принесший ему мировую славу, Х-й не раз называл трагическим. Сетуя на неправильное понимание романа, он с негодованием жаловался: «Написать такую трагическую книгу, как эта, и чтобы они воспринимали ее как поверхностную джазовую историю». И действительно, за судорожным весельем героев романа, за их подчеркнуто бездушным отношением к жизни явственно проглядывает трагедия целого поколения, опустошенного войной, утратившего духовные идеалы, оторванного от своих корней и гонимого, как осенние листья, по взбаламученной Европе. До подлинных высот трагизма поднимается автор в романе «Прощай, оружие!» (1929), рассказывая историю любви между американским офицером Фредириком Генри и английской сестрой милосердия Кэтрин Бархли, двумя песчинками, захваченными кровавым смерчем мировой войны.

Война вообще занимала значительное место в творчестве Хэмингуэя. В этом трагическом, обреченным мире необходимо было найти хоть какой то якорь, хотя бы соломинку, за которую можно уцепиться. Хэмингуэй нашел такой якорь в выработанным им в те годы «моральном кодекса». Смысл этого кодекса заключается в следующим: раз уже человек в этой жизни обречен на поражение, на смерть, то единственное, что ему остается, что бы сохранить свое человеческое достоинство, это быть мужественным, не поддаваться обстоятельствам, какими бы странными они не были, соблюдать, как в спорте, правила «честной игры». Наиболее явственна эта мысль выражена Хэмингуэем в рассказе «Непобежденный». Для стареющего матадора Мануэля бой быков эта не т. возможность добывать деньги для существования, это гораздо большее самоутверждение, вопрос профессиональной гордость. И, даже терпя поражение, человек может остаться непобежденным. Известный исследователь творчестве Хэмингуэя, Б.Грибанов, в отличие от Р.М. Сомарина и В.Н.Богославского, считает, что герой романа «Фиеста», Джейк Баране не тонет в омуте окружающей его безмыслицей, среди этой «суеты сует» только потому, что он придерживается Хэмингуэевского «кодекса» - в отличие от окружающих его ничтожеств и бездельников он любит свою профессию журналиста, гордиться ею.

Обделанной жизни из-за ранения, которое лишает его возможности физический любить женщину, он не утопает в жалости к самому себе, не становиться человеконенавистником, не спивается и не думает о самоубийстве. Джейк Баране находит в себе силы жить, приемля жизнь, такой какова она и есть, он сохраняет душевную стойкость, способность все выдержать.

Выстоять героем «Фиесты» помогает природа. Она выступает целительницей душевных ран, вечным источником радости.

Образ природы, спасительный и вечной силы, приходит по существу через все рассказы о Нике Адамсе. В романе же «Фиеста» этот образ вырастает до масштабов символа, и природа остается, как писал Хэмингуэй в одном письме, «вечный, как герой».

Исповедь Барнса была изложена в той новой номере письма, какую принято называть «Потоком создания». X, сделал ее средством реалистического раскрытия душевной жизни своего героя, его сложных болезненных состояний и конфликта с жизнью, в котором находиться Барнс. Вместе с тем именно в «Фиесте» X развил свое искусство под текста умения заставить догадаться, о чем думают его герои, скрывал свои подлинные и части страшные или подлые мысли под тканью обычной речи, под дымкой обычных умолчаний вымученных оборотов. Глубокое психологическое мастерство было соединено в «Фиесте» с великолепным изобилием зрительных образов поражающей свежестью и смелостью в описание Фиесте. Уже здесь народ, поющий, танцующий, показывающий неизбывную силу своей жизненности, выглядит веселящимся титаном, подле которого так жалки и бесцветный янки и англичане, глазеющие на праздник.

Третье крупное произведение Хэмингуэя роман «Прощай, оружие!» (1929). Эта антивоенная книга, полная картин страданий и разрушений, ужасов, вызванных войной. В этом романе выстраданное обдуманное размышление Хэмингуэя о первой мировой войны. Через роман проходит и тема «Потерянного поколения». Это роман о рождении большого человеческого чувства, роман о том, как веселый лейтенант Генри стал одиноким и печальным вдовцом, коротающим свои дни на опустевшие швейцарском курорте. Но в романе заметно углубляется и другие тема, которое в «Фиесте» была так же намечена в общих чертах. Хэмингуэй не просто показывает результаты войны, осуждает императорскую войну во всей ее повседневной гнусности осуждает в окопах и в госпитале, на передовой и в тылу. В романе нарастает тема протеста против императорской войны Хэмингуэй. Поднялся до _ правдивого изображения стихийного антивоенного движения, зреющего в Итальянской армии, жаждущий мира. Отступающие толпы итальянских солдат, бредущих по дороге отступления, на вопрос о том, из какой он части, отвечает вызывающе из бригады мира!

Художественная манера романа характеризуется необычайной сдержанностью, переходящей в лаконизм. Хэмингуэй пишет просто, но за этой простотой скрывается сложное содержание, большой мир мыслей и чувств как бы выносящихся в под текст. По мнению, Хэмингуэя, писатель должен хорошо знать то о чем пишет. В этом случае он «может упустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все упущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом».

Хэмингуэй обосновывает «теорию айсберга», требующую от писателя умение выбирать наиболее важные, характерные события, слова и детали. «Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды. Писатель, который много упускает по незнанию, просто оставляет пустые места». Это умение передать богатства чувств, трагическое, социально психологической насыщенное содержание через внешнее обыденный факт, незначительный разговор особенно чувствуется в коротких рассказах Хэмингуэя «Кошка под дождем», «Белые слоны», «Канарейку в подарок».

В других рассказах и романах «Прощай, оружие!», «Иметь и не иметь», «По каком звонит колокол» Хэмингуэй изображает своих героев в минуты труднейших испытаний, моменты наивысшего напряжение физических и духовных сил. Это ведет к энергичному развитию сюжета, к насыщенности действия, к выявленного героического в характерах людей.

Особенно значительную смысловую нагрузку несет в произведениях Хэмингуэя диалог действующих лиц, где каждое слово намекает на тайный смысл мысли. Вводит писатель и внутренний монолог, где выявляется истинное отношение героев к происходящим событиям.

Композиция романа «прощая, оружие!» отличается известной разорванностью. Необыкновенно рельефные пейзажные зарисовки подчеркивают смысловую направленность книги. (Дожди)

Переломные значение романа «Прощай, оружие!» в развитии писателя очевидно. Так, например, и тема народа выросла в романе в широкую куртину народа на войне.

После романа Хэмингуэй выбирает тот новый и необычный для признанного писателя образ жизни, который отдалил его от буржуазной литературной среды с ее мелкими дрязгами и страстишками, от банальной дороги преуспевающего литератора Хэмингуэй поселился в Си-Уэсте курортном городке на юге Флориды, сближающем на берегу океана. Отсюда он совершал свои длительные поездки по Европе и Африке - поездке охотника рыболова, спортсмена и всегда талантливого наблюдателя жизни, познающего все полнее. Как тяжка она для простого человека, вынужденного трудится на других, чтобы заработать себе кусок хлеба.

В начале 30 годов Хэмингуэй пишет книги «Смерть после полудня»( 1939), «Зеленые холмы Африки»( 1935) и ряд рассказов об «Победитель не получает ничего»(1933), рассказ «Снега Килиманджаро»( 1936). В новых книгах мы встречаем множество образов простого человека.

Определенный перелом в настроении Хэмингуэя происходит в середине 30 годов.

В творчестве Хэмингуэя появились новые социально-экономические идей. В новых произведениях в романе «Иметь и не иметь» (1937), рассказах об Испании, в пьесе «Пятая колонна»(1938), отразился подъем критического реализма, который характерен в целом для литературы США в 30 годов. И который отмечен появлением ряда выдающихся произведении Джона Стейнбека, Синклера Льюиса, Эрскина Полдуэлла. Американский реалистический роман 30 годов великое явление, выходящие за пределы литературы США. Творчество Хэмигуэя одно из самых существенных сторон этого явления.

Книга «Иметь и не иметь» может, рассматривается как переходное, свидетельствующая о значительных изменениях в мировоззрении автора. В отличие от других произведений, действие в которых большее частью происходило в Европе, рассказывая о США. В романе дан более широкий социальный фон, чем ранних произведении писателя. Это первая книга, разрабатывающая большие современные социальные проблемы. Роман свидетельствовал об отходе Хэмингуэя с здоровье одиночества, по которой Хэмингуэй до сих пор шел.

Гуманистическая линия в творчестве Хэмингуэя наметилась еще в 20 годах. Но в романе «Иметь и не иметь» это был гуманизм писателя, звавшего неимущих к единству во имя их будущего, осуждавшего имущих от том, какую силу приобрело это осуждение имущих и тех, кто им служит, говорят лучше рассказывать в 30 гг- «Недолгое счастье Уэренса Накамера»(1966)и «Снега килименджаро». Активный демократический гуманизм, к которому повернул Хэмингуэй в середине 30 гг, привело его в лагерь писателей антифашистов. Гражданская война в Испании оказалось в известной мере переломной моментом в его политическом мышлении и творческих решениях. Хэмингуэй выступил как убежденный, страстной и не применимой борей фашизмом, он принял участие в борьбе испанского народа за свободу как писатель, как публицист, а временами как солдат. Его небольшие рассказы и очерки об Испании в подлинное образцы краткости поэтичности, шедевры малой и эпической формы. Среди них выдающихся «Американский боец» (1937) и «Американцем, павшим за Испанию» (1939)- произведение, проникнутые духом интернационализма, замечательные доказательство того, как был высок творческий подъем, пережиты Хэмингуэем под воздействием освободительной в борьбе Испанского народа.

Это новый герой вошел в творчество писателя, в Пьесу «Пятая колонна» (1938), в романе «По ком звонит колокол»(1940).И если первая мировая война оборачивалось в романе «Прощай, оружие! » бессмысленной бойни и его герой Федэрик Генири дезертировал, то новые герой, участники народно- революционной войны в Испании, обнаруживали, что на свете есть, то ради чего стоит воевать, и, если понадобится, то и умирать свобода народа, достоинства человека.

Решая в новом плане проблему положительного героя, «Пятая колонна» содержало резкое осуждение фашизма, подчеркивало несовместимость его с человечностью, с гуманизмом. С трагической силы сказалось она в романе «По ком звонит колокол» (1940). Здесь рассказ о том, как американец Джордан помогает испанским партизанам взорвать мост, имеющий стратегическое значение. Роман отражает душевный кризис писателя, вызванный поражением испанцев.

Духовный кризис, который так чувствуется в романе Хэмингуэя, оказался и длительным и роковым для писателя. Уйдя на время от прямой поддержки антифашизма во фронте, Хэмингуэй уже не смог вернуться к большим темам, характерным для его творчество в годы, когда оно вдохновлялось судьбой народа против фашисткой угрозы.

Во время второй мировой войны Хэмингуэй выпустил антологию «Люди на войне» (1942), тщательно составленную из отрывков произведении мировой литературы от Цезаря до наших дней, посвященных войне. Было так же несколько вялых заметок в военной периоде. Он охотился за немецкой подводной лодками на своем рыболовецком катере и берегов Кубы. Летом 1944 г, сбежав из больницы, где он отлеживался после последствия автомобильной катастрофы, Хэмингуэй высадился с войсками союзников в Нормандии и затем участвовал в освобождении Парижа в составе сводного французско-американского отряда. Эзра Паунд - стал отцом американского имажинизма. В роли наставника молодежного поколения американских писателей 20 годов стремилась стать Гертруда Стайн, известная не столько своим творчеством, сколько разработкой положении модернизма