АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Лирика

«К***» («Я помню чудное мгновенье»)

 

История создания.

Стихотворение написано в 1825 году, когда поэт находился в ссыл­ке в своем родовом имении Михайловское Псковской губернии. Оно адресовано Анне Петровне Керн. История создания этого послания весьма интересна. Известно, что Пушкин действительно был увлечен Анной Петровной, знакомство с которой состоялось еще в 1819 году в Петербурге в доме приятелей Пушкина Олениных. Поэт был очарован красотой и обаянием молодой женщины. Но потом они надолго рас­стались: Пушкин отправился сначала в ссылку на юг, затем в Михай­ловское. Именно здесь «в глуши, во мраке заточенья» и произошла их новая встреча. Анна Петровна была племянницей Прасковьи Алексан­дровны Осиповой, хозяйки имения Тригорское, которое находилось по соседству с Михайловским. Пушкин дружил с тригорскими соседя­ми, а когда к ним приехала Анна Петровна, тут же отправился в Три­горское, чтобы встретиться со своей давней знакомой. Перед отъез­дом Анны Петровны 19 июля 1825 года Пушкин вручил ей экземпляр одной из первых глав «Евгения Онегина», между неразрезанными страницами которого лежали стихи «Я помню чудное мгновенье...». Сама Керн вспоминает об этом так: «Когда я сбиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом су­дорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю». Эта история объясняет, почему некоторые современные исследователи высказы­вают сомнение в том, что стихотворение действительно посвящено конкретной женщине.

 

Жанр и композиция.

В соответствии с тематикой это стихотворение относят к жанру лю­бовного послания. В то же время в нем присутствуют и нехарактерные для такого рода произведений мотивы: это связано с большой философской насыщенностью размышлений поэта о любви. Вместе с тем лирический сюжет определяет композицию этого произведения. По нему можно проследить основные этапы биографии Пушкина: I и II катрены — Петербург, III катрен — южная ссылка, ІV-VІ катрены — Ми­хайловское. Вначале поэт вспоминает о том «чудном мгновенье», когда впервые перед ним «явилась» прекрасная женщина, «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Затем вдет описание тех лет, кото­рые протекли «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумный суеты» и завершились тем, что воспоминание о «голосе нежном», «не­бесных чертах» этой женщины исчезло. «Прежние мечты» рассеялись, и, оказавшись «во мраке заточенья», поэт утратил не только прекрасное воспоминание о «мимолетном виденье», но и то, что оно принесло в его жизнь:

 

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

Но «вот опять явилась» та, с которой связаны лучшие чувства поэта, душа его пробуждается, «сердце бьется в упоенье» и в нем возникает все то, что было связано с чувством любви. Такова общая канва лирическо­го сюжета, но не случайно композиция стихотворения построена так, что в нем присутствуют рефренные элементы, создающие обрамление и акцентирующие внимание па выражаемой автором философской идее.

 

Основные темы и идеи.

Тема стихотворения — не просто любовь к одной конкретной жен­щине — даже такой обаятельной, наделенной удивительной, чарую­щей красотой. В стихотворении создается художественное обобще­ние, которое выражает все то, что поэт связывает с самым прекрасным, самым главным человеческим чувством — любовью. Вот почему в любовную тему органически вплетаются философские раз­мышления о самоценности каждого мгновения жизни, о миге и веч­ности, памяти, об истоках поэтического вдохновения и творчестве. Проследим, как развивается художественная идея стихотворения. Уже в первых его строчках возникает главный образ стихотворения — «гений чистой красоты», который связывается с темой мгновения и памяти:

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Известно, что поэтический образ «гения чистой красоты» заимство­ван Пушкиными из стихотворения В.А. Жуковского «Ларра Рук», где он связан с небесным видением, которое лишь иногда спускается на зем­лю:

 

Ах! Не с нами обитает

Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты...

 

Но для Пушкина вся суть и состоит в том, что божество может су­ществовать на земле и дарить человеку вдохновение, слезы, саму жизнь. Главная идея стихотворения состоит в том, что это божество и есть любовь. Она прекрасна и гуманна в своей основе, что бы ей ни препятствовало, какие бы испытания ни выпадали. Она — любовь — воскрешает человека и дает ему жизненные силы, помогает обрести гармонию:

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

 

Именно любовь позволяет в суетной и быстротечной жизни уви­деть и оценить мгновенье и великой силой художественного слова за­печатлеть (как в гетевском «Фаусте» — «остановить») «чудное мгнове­нье», наполненное чудом ожидания любви, творчества, встречи с божеством.

 

Художественное своеобразие.

В этом подлинном шедевре пушкинской лирики на удивление не­много средств поэтической выразительности — метафор, сравнений, эпитетов. Они очень тщательно отбираются, точно соответствуя основ­ной мысли стихотворения. Среди них следует отметить эпитеты (чуд­ное мгновенье, гений чистой красоты, небесные черты), а также мета­фору: «Бурь порыв мятежный / Рассеял прежние мечты», — и сравнение. «Как мимолетное виденье, / Как гений чистой красоты». Такая простота и непритязательность поэтических образов дает возможность акценти­ровать внимание на звучании стиха. Стихотворение необыкновенно мелодично, оно все наполнено музыкой. Такой поразительный эффект создается за счет рефрена («как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»), анафоры («без божества, без вдохновенья...»; «и сердце бьет­ся в упоенье, и для него воскресли вновь...») и сквозных рифм (мгнове­нье — виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье), которые создают мягкие переходы от одного четверостишия к другому. Аллите­рация на сонорные «м», «л», «н» дополняет и усиливает эффект музы­кального звучания. Стихотворение написано любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом, катренами, причем каждое четве­ростишие является ритмической единицей.

 

 

Значение произведения.

Даже среди шедевров пушкинской любовной лирики это стихотво­рение является подлинной жемчужиной. Оно стало образцом для мно­гих поколений русских поэтов, стремящихся говорить о любви не про­сто возвышенно, а глубоко философски. Его влияние очевидно в другом шедевре русской поэзии — стихотворении Ф.И. Тютчева «Я встретил вас — и все былое...» Пушкинское послание поразило своей необыкновенной гармонией и музыкальностью уже его современников. Недаром так много композиторов создавали музыку к этим стихам. Са­мый известный романс был написан в 1840 году М.И. Глинкой и посвя­щен дочери Анны Петровны Керн. Так сама жизнь завершила удиви­тельную историю, связанную с созданием этого поэтического шедевра, навсегда соединившегося для нас с чарующей музыкой, прекрасной женщиной и поэтом, который сумел отыскать самые точные и вырази­тельные слова для чувства столь всеобъемлющего, что оно кажется не­выразимым.





загрузка...
загрузка...