ЕГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Подготовка к написанию сочинения

ПОВТОРЯЕМ ОРФОГРАФИЮ И ПУНКТУАЦИЮ

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания1.

1 В некоторых предложениях возможны вариативные знаки препинания (могут не совпадать со знаками в оригинале).

1. Люди (по) разному предст вляют себе Родину. Одни как дом в котором они родились или двор ул_цу где прошло детство. Другие как берёзку над рекой в родном краю. Или морской бер_г с шуршащ й галькой и откос скалы (от) куда так удобно прыгать в воду...

А я вот (н_) чего к_нкретного себе (не) предст_вляю. Для меня Родина это щемящ

чу(?)ство когда хочет(?)ся плакать от тоски и счаст(?)я молит(?)ся и рад_ват(?)ся.

Родина...

2. (Не) нужно открещ_ват(?)ся от иностра(н,нн)ых слов (не) нужно ими и злоупотреблять.

3. Я сч_таю музыку в_личайшим и(с,сс)ку(с,сс)твом. Она договар_вает то что ч_ловек словами вырзить (не) мож_т.

4. Читая (не) которые книги я как на оселке правлю свой язык. На иных книгах я правлю свою гр_жданскую сов_cть.

5. Я дружбой больше со(?)нца об_грет.

Но я и сам н_ситель этой дружбы,

Её сторо(н,нн)ик и её полпред,

Её слуга. Пр_крас(?)ней нету службы.

6. Наука мож_т ун_чтожить гору Эверест или да (же) л_квидировать Луну. Но она (не) мож_т (с,з)делать хоть чуточку добрее ч_ловеческое сер(?)це. (3,с)десь нач_нает(?)ся роль и(с,сс)ку(с,сс)тва.

7. Я слушал как пр_шел в (не) годование один инт_(л,лл)_гент. Он з_хотел обругать свое о обидч ка и всё (не) мог подобрать слова (по) больнее (по) обиднее Вы... вы... вы... (не) хороший человек!

8. У нас и_чезло чу(?)ство что мы ж_вём в огромном таинстве(н,нн)ом мир_. Мы думаем что мир это города улиц_ дома. А мир это пр_рода. Наст_ящее то что бе_конеч(?)но.

9. О моя бедная моя скудная моя б_гатая моя щедрая ю(н,нн)ость! Какие праз(?)ники при встречах с живопис(?)ю переж_вал я тогда! Как осл_пительны были эти первые сопр к сновения с и(с,сс)ку(с,сс)твом!

10. П лезных друзей 3 и вредных 3. П_лезные друз(?)я это друг пр_мой друг искре(н,нн)ий и друг который много слыш_л. Вредные друз(?)я это друг лиц_мерный друг л(?)стивый и друг б лтливый.

11. Наука с её формулами выкладками умоз ключениями призва(н,нн)а организовать инте(л,лл)ектуальную сторону человеч_ского с_знания.

И(с,сс)ку(с,сс)тво же призва(н,нн)о орг низовать эмоц_ональную сторону с_знания ибо если наука есть пам_ть ума то и(с,сс)ку(с,сс)тво есть пам_ть чу(?)ств.

12. (За) чем мы ходим в т атр (за) чем мы так люб м т_атр? (За) тем что он освежа_т нашу душу... мощ(?)ными и р_знообразными вп_чатлениями... и открыва_т нам новый пр_ображё(н,нн)ый и дивный мир стр_стей и жизн !

13. Не в одних ст хах п эзия она р злита везде она (во) круг нас. Взгл ните на эти дерев(?)я на это небо (ото) всюду ве_т кр_сотою и жизн(?)ю а где кр_сота и жизнь там и п_эзия.

14. Строки Пушкина Порой опять г_рмонией уп(?)юсь над вым слом сл зами обол(?)юсь я пр_н_маю буквально я верю что Пушкин в самом деле плак_л слезами «над вым_слом». Ибо я сам слишком хорошо знаю эти слёзы над книгой...

15. (За) чем всякое вление в пр_роде мы сравн вает с пр_дметами человеч ского об хода роса как бри(л,лл)ианты ландыш(?) с_ребристый з кат з_лотой? Я бы сравн_вал (на) оборот бри(л,лл)ианты как роса с_ребро п_хоже на лу(н,нн)ый блеск зол_то словно з_катное море или небо.

16. Вспом_наю лето в деревн_. Гр_ мадные плети к_ртофельной бтвы. Высокие рыхлые гря_ки по которым в дёт меня за руку баба Катя. См трю на цв ты ф_соли почему (то) ра_цветшие среди к_ртошки а с выс ты л(?)ётся на меня люб_щий взгляд бабушк_.

17. Кр сота окружающ го мира постепе(н,нн)о а(к,кк)умулиро_валась в душе древн_го человека. Потом (не) избежно нач_лась отдача. Изобр_жение цветка или оленя по вилось на рукояти боево о топора. Вместе с тем изобр жение топора или оленя по_вилось на скале выс_че(н,нн)ое при помощ_ камня.

18. Когда мне ст_новит(?)ся слишком т жело от слишком явной глуп_сти моих совре- ме(н,нн)иков я б_ру книгу одного из «великих» Гёте или Монтеня или Данте или одного из древних читаю вижу такие высоты духа до которых едва м_чтаеш(?) достигнуть и я утешен.

19. (Не) редко сч_тают призн_ком жестокост_ что дети разрывают на части разд_рают ра щип вают предметы которыми они долгое время играли или польз_вались так или иначе. Но ведь в этом выр_жает(?)ся и любопытство ж_лание узнать как эти вещи устрое(н,нн)ы что в них находит(?)ся (в) нутри.

20. Какое счаст(?)е было (бы) (в) первые проч_тать Дворянское гнездо или Анну Каренину! Как это пр_крас(?)но чисто кр сиво как просто и жизне(н,нн)о! Какой велколепный ру(с,сс)кий язык как радос(?)но быть соотечестве(н,нн)иками таких писателей! Вдруг (бы) открыть себе Кап_танскую доч(?)ку! С ума можно сойти!

21. Извес(?)ный пр цент иностра(н,нн)ых слов вр стает в язык. И в каждом случ е инстинкт художника долж_н опр_делить эту меру иностра(н,нн)ых слов их необх_димость. Лучше говорить лифт чем самоподымальник телефон чем дальнеразговорня но там где можно найти коре(н,нн)ое ру(с,сс)кое слово нужно его нах_дить.

22. Други! (Не) вер(?)те тем людям которые юн_шей уч_т

Прадедов пам_ть (не) чтить над м нувшим безумно глумит(?)ся

С корнем былое своё вырывать нас ждая чуж е!

Это (не) счас(?)ные! (Не) кого чтить им и (не) кого помнить

Предков и рода (не) знали они и сем(?)и (не) укажут!

23. По радио и полняют фортепья(н,нн)ый к_нцерт Ш_пена. Дивная (не) земная музыка за- хват вает меня и я забываю о своей (не) уютной жизн_. П_анист едва к_сает(?)ся пальцами клавиш(?) и мне больно словно он б(?)ёт по сер(?)цу. Музыка смолкла и мне так грус(?)но словно мимо пр мелькнуло что (то) (не) повт_римо пр_крас(?)ное.

24. Культура прот_востоит (не) бытию. Культура утв_рждает и сп_сает бытие путём его оду- хотврения. Бл_годаря культур_ ч_ловек (не) был истр_блён ж_вотными-соперн_ками на первой стади_ свое о существ вания и бл годаря этому (же) (не) самоистрбился. И весь про- гре(с,сс) ч ловечества это бе_пр_рывное его самосп сение от нар стающ й см_ртельной угрозы путем самово_вышения одухотв_рения.

25. Часто со мной случает(?)ся что (с) разу я (не) получаю (н_) какого уд_вольствия от про- изв_дения и(с,сс)ку(с,сс)тва потому (что) оно для меня слишком в лико. Но (за) тем я ст_раюсь опр делить его досто_нства и всегда мне уд_ёт(?)ся _делать (не) сколько пр_ятных открытий я нахожу новые ч_рты в художестве(н,нн)ом произв_дени_.

26. Памяти матери

Ты была мне просто мамою (Не) существе(н,нн)о какой.

Но прости хоть малость самую Я нарушу твой покой.

Ты была мне весом мерою Постоянством бытия И заносч вою верою Что бе(с,сс)мертна жизнь моя.

При тебе со всей беспечност(?)ю Я резвилась пыль клубя.

Неприкрыта перед вечностью Я осталась без тебя.

27. Пр учайте себя к тому что (бы) делать всё за что (бы) вы (н_) пр_н_мались отч тливо с изящ_ством. (Не) делайте (н_) чего бе_вкус(?)но (кое) как так можно пот_рять всю жизнь. В отч тливом тщат льном делани_ да (же) вещей (не) первой важн_сти можно открыть для с_бя многое что послуж т вам (в) последств возможно источ(?)ником ново о творч ства.

28. Вы вид ли ст ляра за работой? Какой зам_чательный у него инструмент какое красивое дерево как чудес(?)но пахнут свежие стру(ж,ш)ки! Можно увлеч(?)ся таким делом!

А в ст_рину всякое р месло называлось художеством и ст ляр был художником. И это прав_льно. Делающий нужные и кр_сивые вещи дома меб ль автом_били к_рабли одежду материю плат(?)е то (же) художник.

29. В одном из писем Влад_мира Афанасьевича Обручева можно прочесть Нельзя любить труд (не) научивш_сь ув жать его и нельзя научит(?)ся ув_жать (не) относясь к нему сер(?)ёзно (не) отдвая ему бе_ра_дельно всего инт_реса и всех своих сил. Однако отдвая лучшее что в нас есть мы можем получить лучшее что смож т дать труд.

30. Когда зло (по) змеиному закрад_вает(?)ся между двумя людьми одни перест ют ра_говар_вать другие нач нают говорить обиняками (не) искре(н,нн)о трет(?)и бр_нят(?)ся. След_вательно ругань брань это тот (же) д_алог только злой. Ра говор (же) долж_н преду- сматр_вать искре(н,нн)ость и д_броту. Это возводит(?)ся в нравстве(н,нн)ую обяз_(н,нн)ость. Для того что (бы) эта обяз_(н,нн)ость стала пр_ятной ра_говор долж_н быть обр_зным крсивым.

31. П_р_несите меня в Шв йцарию Индию в Бр_зилию окружите какою хотите рскошню пр_родой накин(?)те на эту пр_роду какое угодно прозрач(?)ное небо я всё (таки) везде найду милые мне сер_нькие тона моей Родины потому (что) я всюду и в_зде ношу их в моём сер(?)це. Потому (что) душа моя хр нит их как луч(?)шее своё дост_яние.

32. Из дома родит льского вынес я лиш(?) драгоце(н,нн)ые во_пом_нания ибо нет драго- це(н,нн)ей во_пом_наний у ч_ловека как от первого детства его в доме родит льском и это почти всегда так если да (же) в с_мействе хоть только (чуть) чуть любовь да союз. Да и от самого дурного семейства могут сохр_нит(?)ся во_пом_нания драгоце(н,нн)ые если только сама душа твоя сп собна искать драгоце(н,нн)ое.

33. Четыр_ года ждали серые накренё(н,нн)ые в сторону дождей и збы вестей с войны но пр_ходили «похоро(н,нн)ые» и люди боялись верить им. Теперь глядя на какой (нибудь) скромный об лиск над братской м_гилой пож лая солдатка дума_т не о слав_ и не о веч(?)ност_ а о своей (не) удавш_йся жизн_ и о любв_ которую она уже (не) помн_т пам тью а помн_т сер(?)цем.

34. Я человек сущ_ство социальное. От меня как от точ(?)ки сущ_ствует про_кц_я назад в прошлое в глуб_ну (пон_мание прошлого и отн_шение к н_му) и про_кц_я (в) верх в буду(?)щ_е (пон мание и ощ_щение его). Я узелок связ_вающий эти две нити. Они н_тянуты и их нат_жение опр_деля_т моё пр_странстве(н,нн)ое и врем_(н,нн)ое пол_жение. У меня есть корень в землю и побег в небо.

35. «Мои р_сунки это мои дети рождё(н,нн)ые очень трудно в силу моих ф_зических (не) возможн_стей. Это филосо_ское ра_мышление наставн_чество ппытка научить открывать в самом пр_стом обыде(н,нн)ом ту кр соту и по зию жизн_ ту рад еть бытия которую Бог под_ёт нам на каждый день но (не) всегда человек её вид_т и чу(?)ствует и тогда ему ску(ч,ш)но и бе(с,сс)мысле(н,нн)о жить. Так родилась моя главная тема».

36. Блаже(н,нн)ая счас(?)ливая л зурная страна! Есть ли ты на земле?

Есть ли место на земле закрытое со всех сторон син_й горой обнесё(н,нн)ое снежным валом (не) проходимых в_ршин или высок м забором из (не) потухающ_х молний? Есть ли такое место где бы наш_л себе пр_ют зелёный лес от топора человека куда (бы) мог спрятат(?)ся зверь от (не) насытной жадност_ человеч ской?

Есть ли ты блаже(н,нн)ая страна?

37. Лит ратура бол е всего име_т право называт(?)ся «машной врем_ни». Она даёт нам поч(?)ти ральную возможн сть (не мен_е ральную чем р_альность отч тливого снов дения) пР_сутств_вать на кор левских балах в Версал_ на Б_родинском пол_ во время сржения на (не) об таемом остров_ среди д карей на друж ских п_рушках среди гусар и студентов в парках ру(с,сс)ких помест й на улицах и площ_дях Парижа в лесах и замках Ш_тланди_ и даже на эшфотах.

38. Что такое род на в тесном смысле слова? Какие т_инстве(н,нн)ые нити связ вают нас с ней на всю ж знь? (От) чего и (сей) час я (не) могу без в_лнения думать о ней выз_вая в во- обр_жени_ целые верениц_ картин сцен лиц? Почему кажет(?)ся что ты должен был родит(?)ся име(н,нн)о десь где родился? Почему когда человек нач_нает старит(?)ся он с такой любов(?)ю обр_щает(?)ся к местам, осв_щё(н,нн)ым име(н,нн)о первыми детскими воспом наниями?

39. Театр (н_) чуть (не) бездел ца и (во) все (не) пустая вещ(?) если примеш(?) в со- обр_жение то что в нём мож т поместит(?)ся вдруг толпа из пяти шести тыс_ч(?) человек и что вся эта толпа (н) в чём (не) сходная между собою разб_рая по ед_ницам может вдруг потр_стись одним потр сеньем зарыдать одними слезами и засмеят(?)ся одним вс_общим смехом. Это такая каф дра с которой можно много сказать миру добра.

40. Для того что (бы) про вление человеч ского духа можно было н звать подв_гом в нём д лжны сод_ржат(?)ся два об зательных момента самоотверже(н,нн)ость (забвение собст- ве(н,нн)ых инт_ресов) вплоть до самопожертв вания (смерти) и забота о благ_ других людей. (Н_) одного или двух человек а име(н,нн)о людей народа или даже народов.

Побудит льной силой подвига являет(?)ся любовь. Любовь к женщин_ как мин_мум любовь к Отеч_ству как правило и как макс мум любовь к людям.

41. (В) св_зи с моей науч(?)ной де_тельностью мне часто пр ходилось возвр_щат(?)ся в Москву из Парижа Лондона Токио (Сан) Франциско Женевы Иокогамы Дели Монреаля Гааг_ Дели Бомбея Гаваны Брюсселя Праг_ Варшавы Софи Берлина Будапешта Бухареста Калькутты

Венеци_ Эдинбурга (Нью) Йорка Амстердама Мадрида и других городов. Всё это пр краснейшие города мира. Но как чуд н и слад_к воздух Москвы! Как л скает глаз (не) по- вторимое мощ(?)ное дыхание её улиц пр спектов скверов наб_режных и пл щадей!

42. У альп_нистов есть з_лотое прав_ло: нельзя т рять высоту.

Крив слож_н, извил_ст путь к намече(н,нн)ой вершин_. Иногда пр_ходит(?)ся идти как (бы) от в_ршины в прот воположную сторону п_тлять двигат(?)ся (не) видя самой в_ршины за другими горами.

Всё можно. Нельзя только одно т_рять высоту! Каждый шаг долж н пр_подымать тебя над пред_дущим и тогда если да (же) ты идёш(?) как (бы) и (не) к в_ршине (всё) р_вно ст_новиш(?)ся ближе к цел_.

Итак нельзя т_рять высоту!

43. Почти всё у человека предн_значе(н,нн)о для самого себя глаза см_треть ноги х_дить рот погл щать пищу всё нужно самому себе кроме улыбки. Улыбка самому себе (не) нужна. Если (бы) (не) зерк_ла вы её (н_) когда бы даже (не) увид_ли. Улыбка предн_значе(н,нн)а другим людям что (бы) им с вами было хорошо радос(?)но и легко. Это ужас(?)но если за дес ть дней тебе (н_) кто (не) улыбнулся и ты (н_) кому (не) улыбнулся то (же). Душа зябн_т и камене_т.

44. Во все века в болып_й лит_ратуре истории любв_ были чем (то) (не) ср_вне(н,нн)о большим чем историями отн шений жен(?)щины и мужчины которые смеют(?)ся стр_дают р_внуют целуют(?)ся... Обр з любви в его наивысш м выр_жени был обр зом ид_альных человеческих отношений синтезом верност_ бл_городства пон_мания которым люди должны овл_деть что (бы) жить на земле счас(?)ливо. Это и дела_т веч(?)ными Дафниса и Хлою Манон Леско и к валера де Грие Настасью Филипповну и князя Мышкина Наташу Ростову и Андрея Болконского.

45. Тмофей плыл по Волхову в лад(?)е. Было тихо. Ни(з,с)ко л тали чайки. Темно (синяя) с золотой гривой туча плыла по небу отр_жаясь в рек_ ц пляясь крылом за высокую арку радуг^ Уд вительно часто м нял свой облик Волхов! То ст_новился (не) пр ветл вым (сурово) св_нц_вым когда надв_гались тучи то (зеленовато) роз_вым и нежным. Или вдруг он с_ребрился щедро и весело когда улыбалось ему солнце и тогда на душе св_тлело и х_телось петь о жизн_ что так мног_лика. Где найти краски что (бы) написать сие думал Т мофей.

46. Пришвин в рнулся из поез(?)ки покорё(н,нн)ый Пр морьем на всю жизнь. Он много говорил о Дальн_м Восток_ вост_ргался б_рхатным деревом зар слями в тайге через которые ему пр шлось проб_рат(?)ся виноградными лозами св сающими с дерев(?)ев (не) обыкнове(н,нн)о гр_ц_озными животными ланями.

Он мысле(н,нн)о вновь и вновь сов_ршал путеше(?)ствие по Дальн_му Востоку вспом_ная тропы и тр_пинки по которым он прежде ходил вспом_ная попутч ков которые открывали ему (не) обыкнове(н,нн)ое а может это он им пр_открывал завесу над повс_дневност(?)ю над тем что окружает их учил вид ть в повс дневном (не) обыкнове(н,нн)ое.

47. Как было вм стить в своё сознание что отец погиб на какой (то) войне и больше (н когда) н когда (не) увид т меня своего родного и гор чо люб щего его сына? Ах как я любил своего (не) существующего отца! (Н_) кого (на) верное я (не) любил так как папу. Я его любил так (же) сильно так (же) бе(з,зз)аветно как маму. Если (бы) меня спр_сили чего (не) хв_та_т мне в жизн_ я (бы) ответил отца. Если (бы) меня спросили что для меня высшее богатство жизн_ я (бы) ответил мама.

48. Однажды проходя по улиц_ и увид_в как какой (то) г_сподин изб_вает свою собаку Брем сказал ему что (то) ре(з,с)кое. В ответ он услыш_л брань а на бедное животное посыпься град новых ещ_ бол_е ж_стоких ударов. Вспылив Альфред от брал у хозяина собак_ плётку и заброс_л её в к_наву пооб щав что в следу(?)щий раз если увид_т подобное изд вательство над ж_вотным з_даст взбучку самому хозяину. Альфред пон_мал что его вм_шательство (не) избав т ж_вотное от д_льнейших изд_вательств но разве он мог пройти мимо в ту минуту?

49. Выд_ющ_йся х_рург Николай Бурденко при любых обст_ятельств умел и похоже любил как он выр_жался вгляд_ват(?)ся в себя в свой жизне(н,нн)ый путь изобил_вавший прот_воречиями и сложн стями которых хв_тило (бы) (не) на одну жизнь.

Он сказал однажды что было (бы) (не) плохо если (б) каждый пусть самый р_довой ж_тель земли изл_жил свою б_ографию со всеми особе(н,нн)остями. Получилась (бы) интерес(?)ная б блиотека. Ведь всякая жизнь интерес(?)на если её ра(с,сс)матр_вать в подробностях в быстрой смен_ даже м_льчайших событий ф рмирующих х_рактер укр_пляющих волю внуша- ющ_х увере(н,нн)ость в собстве(н,нн)ых силах.

50. (Н_) какая работа (не) мож_т быть плод_творной если в её основ_ (не) лежит какой (нибудь) ид_альный принц_п. В основу моей работы над собою я пол жил борьбу с пустым блеском зам_няющ_м внутре(н,нн)юю яркость с надум_(н,нн)ой сложност(?)ю убвающй пр_крас(?)ную простоту с ходульной э(ф,фф)ектност(?)ю уроду щей величие...

Можно (по) разному пой мать что такое красота. Каждый мож т иметь на этот сч_т особое мнение. Но о том что такое правда чу(?)ства в искусстве спорить н льзя. Она оч_видна и ос заема. Двух правд чу(?)ства (не) быва т. Единстве(н,нн)о прав_льным путём к кр_соте я поэтому пр_знал для себя правду.

51. (Долго) долго т нулась эта зима. В март_ (на) конец приш_л настоящ_й весе(н,нн)ий день с_яло со(?)нце всюду та л снег и небо было (ярко) ярко син е.

Маленькая птич(?)ка пр летела на тополь около нашего дома и тихо запела. Кто (то) из старш_х мальчиков сказал что это син_я птица. Мне пок_залось что я вид л её син_ю спинку. Снов_ и снов_ пела она свою нежную пес_нку.

(Не) знаю почему но я вдруг разрыдался. Я был взв_лнован этой песней до глуб_ны души. С тех пор каждый год я ждал свою син ю птич(?)ку и с ней весну.

52. Что такое внутре(н,нн)яя свобода? Дать словес(?)ное оп_сание этого кач_ства очень трудно. (Не) знаю луч(?)шего его выр_жения чем музыка Моцарта. Обяза(н,нн)ости (не) делают внутре(н,нн)е свободных людей пр_вяза(н,нн)ыми а пр_вяза(н,нн)ости завис_мыми. У них всегда своё настр_ение своё сост_яние. Они сам_бытны но это (не) име_т (н)_чего общего с внешней ор_г_нальност(?)ю. Двое таких моих зн_комых пишут стихи. В одном случе пр_крас(?)ные в другом плохие однако сам автор слабых стихов оцен вает их спр ведливо что поч(?)ти (не) вероятно и сч_тает их л карством для души.

Дело конеч(?)но не в стихах. Все счас(?)ливые люди поэты жизни.

53. Человек и вода. Человек и земля. Человек и лес. Человек и воздух. Всё что рядом с нами определяться ныне обобщё(н,нн)ым терм_ном окружающ_я среда. И вряд (ли) уже кто (нибудь) (не) пон_мает что знач_т для человека являющегося ч_стицей пр_роды всё что окружа_т нас. Р сурсы земли (не) могут быть (не) исч_рпаемыми. То что мы берём от пр_роды надо ей возвр щать. Долг человека разумного друга земли (не) ист щать её (не) обе(с,сс)ил_вать но думать о том что (бы) и лес и реки и ж вотный мир (не) оскудели а (на) против полнились для нас и для гр_дущих пок_лений.

54. Хотя Тургенев сч_тал что стал евр_пейцем н_ в одной из стран Европы ему (не) было (по) наст_ящему вольготно.

Живя в Париж_ Тургенев часто встр_чался с ру(с,сс)кими. В их глазах он _влялся «послом от ру(с,сс)кой инте(л,лл)_генции» в Париж_. Он пр_н_мал соотеч_стве(н,нн)иков с самой д_л_катной учтивост(?)ю был велкодушен даже слишком велкодушен ибо (не) умел отк_зать когда просили сн бдить своим пред_словием скверную рукопись и (не) р_шаясь (в) слух пр_знать что она плоха (под) час компроме(?)тировал свой вкус уча(?)ствуя в стра(н,нн)ых л тературных з теях. Но он нуждался в таких пос_тителях. Они пр_носили с собой воздух Росси_ (не) обходимый его душе.

55. Охота чрезвыч йно ж_стокое уд_вольствие которое особе(н,нн)о опас(?)но испыт вать в таком воспр имч вом возр сте как детство. Защ_щать охоту конеч(?)но нельзя и это (не) требу_ (н_) каких док_зательств хоть и есть защитн ки которые ув_ряют что только охота

разввает в мальчиках настоящ е муж ство и зак ляет х_рактер. Однако в тех уд вольствиях которые кажут(?)ся без_бидными и допускают(?)ся иногда поощряют(?)ся самыми строг_ми пед_гогами есть эл_мент жестокост_. Воз(?)мите ловлю рыбы ко(л,лл)екц_онирование нас_комых даже соб_рание г_рбария. И нет разниц_ в том убива_те вы птицу или сажа_те живое нас комое на булавку. В том и в другом случ_е вы лиша те жизн_ живое сущство...

56. 24 января 1861 года пастор Людвиг Христиан Врем отм чал своё 74-летие. Среди множ_ства подарков которые он получил от бли(з,с)ких друзей зн_комых и поч_тателей была книга «Ж_знь птиц». Пастор особе(н,нн)о бер_жно взял её в руки. Он ра_крыл книгу и проч тал Кому кате (не) тебе мой любимый отец я должен посе_тить эту книгу? Вот уже много лет как ты открыл мне б_гатую сокровищ(?)ницу твоего знания много лет как ты щедро над лял меня из неё теперь я могу возвр тить тебе часть твоей (же) собстве(н,нн)ост_. Это ведь н_илучший дар который мож_т тебе предл_жить сыновнее почтенье бл_годарность и любовь!

57. Сколько людей на свет_ столько и пон тий о счаст(?)е потому (что) счаст(?)е сост_ит в уд_влетворени_ запросов а запросы бывают разные. Ру(с,сс)кая пословица гласит «У каждого по горю да (не) поровну. У одного похлё(б,п)ка жи(т,д)ка у другого жемчуг мелок». То (же) можно сказать о счаст(?)е.

Тем (не) мен_е у любого счаст(?)я существует фон или вернее основа и есть подробности крупных планов.

Наибол е проч(?)ной и в_роятно единстве(н,нн)о проч(?)ной основой являет(?)ся глубокая удовлетв_рё(н,нн)ость главным делом своей жизн_ которое то (же) у каждого человека своё.

Лич(?)ные повс_дневные ог_рчения и радости могут конеч(?)но на время заел нить основное. Но при отсутстви_ основного они (не) могут составить счаст(?)я.

58. Брем знал что многие европейц_ живущ_е _десь в Африк_ сч_чтают его к_лдуном за ним да (же) укр_пилась эта клич(?)ка. Пр_чиной тому было умение «ладить» с животными способность пр_ручать их. Брем любил животных животные любили своего хозяина и вот эта казалось (бы) самая простая истина выз_вала (не) доумение у многих людей живших тут. Как любить птиц и обез(?)ян? Отд_вать им всё св_бодное время тратить на них свои и без того скудные средства? Этого они (не) могли понять!

Да и где им понять этим людям люб_щим только себя что можно любить животных испыт_вать радость от общения с ними и выз_вать у них ответную любовь?!

59. «Красная книга» страшный д кумент обв_нительный акт пред(?)явле(н,нн)ый человечеству пр_родой. Эта книга созд_(н,нн)ая Международным союзом охраны пр_роды и пр_родных р_сурсов состояния из двух толстых томов д_йствительно имеет (ярко) красную обло(ж,ш)ку. Красный цвет (не) случаен. Он как (бы) говорит людям Стойте! Пр мите сроч(?)ные меры! Сотни видов животных в опас(?)ности! Если животных осталось две тыс чи (или ещ_ мен(?)ше) (не) обходимы сроч(?)ные меры (не) обходимо сп сать этих животных иначе они (на) всегда и чезнут с лица нашей пл неты. (Сей) час в «Красную книгу» зан_се(н,нн)о более 200 видов млекопитающих и более 300 видов птиц. Если люди (не) сп_сут их они и_чезнут как уже полност(?)ю и_чезли за после дне ст_летие более 200 видов зверей и птиц.

60. Когда мы чита_м или созерца_м художестве(н,нн)ое произв_дение нового автора основной вопрос возн_кающий в наш й душе всегда такой Ну (ка) что ты за человек? И чем отл_чаеш(?)ся от всех людей которых я знаю и что мож_ш(?) мне ск_зать нового о том как надо

см треть на нашу жизнь? ...Если (же) это старый уже зн_комый писатель то вопрос уже не в том кто ты такой а — «ну (ка) что мож_ш(?) ты сказать мне ещё нового? С какой новой стороны теперь ты освет_ш(?) мне жизнь?» И потому писатель который (не) име_т яс(?)ного опреде- лё(н,нн)ого и нового взгляда на мир и тем более тот который сч тает что этого да (же) (не) нужно (не) мож т дать художестве(н,нн)ого произв_дения. Он мож_т много и пр_крас(?)но писать но художестве(н,нн)ого произв_дения (не) буд_т.

61. Наш зн менитый п йзажист Исаак Ильич Левитан (не) имел прямого отношения к моей театральной работе но чем больше я в дался и говорил с этим уд_вительно душевным простым (задумчиво) добрым человеком чем больше смотрел на его глубоко поэтич_ские п йзажи тем больше я стал пон_мать и ц_нить большое чу(?)ство и поэзию в и(с,сс)ку(с,сс)тве.

— Протокольная правда говорил Левитан (н_) кому (не) нужна.

Я стал пон_мать что (не) нужно к_пировать пр_дметы и усердно их раскраш_вать что (бы) они к_зались возможно более э(ф,фф)ектными это не и(с,сс)ку(с,сс)тво. Пон_л я что во всяком и(е,сс)ку(с,сс)тве важнее всего чу(?)ство и дух тот глагол которым пророку было поведено жеч(?) сер(?)ца людей. Что этот глагол может звучать и в краск_ и в лини_ и в жест_ и в реч_.

Я (с,з)делал из этих новых для меня впеч_тлений надлежащее выводы для моей собст- ве(н,нн)ой работы в опер_.

62. Это было в то лето когда я первый раз в жизн_ поехала на юг к морю и до отхода автобуса в Гагры бр_дила одна в соч_нском дендрарии. Кзалось сер(?)це уже не в силах вм_стить восторже(н,нн)ого изумления перед (в) первые увиде(н,нн)ой кра_сотой юга к_залось оно до отказа полно только вчера открытым морем морем морем его трепещущим влажным безгранич(?)ным серебром. Но вот я пов_рнула в а(л,лл)ею с какими (то) высокими (тёмно) зелёными деревьями полную (не) подвижного (не) ведомо-благоуха(н,нн)ого сумрака и обмерла на ветвях этих дерев(?)ев среди крупных томных лист(?)ев светясь как ф_нарики (не) движно сидели огромные (молочно) жмчужные цветы. То были магнолии. Я (не) знала ещё их н звания. Но когда я вошла в эту а(л,лл)ею увид_ла эти светящи_еся огромные цветы такие крепкие такие на вид бе(с,сс)мертные такие (спокойно) пр_крас(?)ные то сама собой вн запно вспомн лась мечта-молитва ра(н,нн)его детства. И я засм_ялась. Господи, да ведь я же в раю!