ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр

ТЕМА 4. А.С. Пушкин. Лирика. Повесть «Капитанская дочка». Поэма «Медный всадник». Роман «Евгений Онегин»

Краткие выводы по изученной теме

1. В.Г. Белинский писал о Пушкине: «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением... Общий колорит поэзии Пушкина... — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Эта особенность пронизывает все творчество Пушкина, независимо от того, какой мотив в стихотворении является ведущим.

2. Философская лирика. В ней ставятся вечные проблемы бытия: смысл жизни, смерть и вечность, Добро и Зло. Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на пересечении света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия»

 («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл./ Сулит мне труд и /Горе грядущего волнуемое море...») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

3. Пейзажная лирика. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка («Осень», «Зимнее утро»). Эти детали важны не только своей живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее «вечной красоты», соприкосновение с которой пробуждает чувство радости бытия («Зимнее утро») и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень»).

4. Любовная лирика. Пушкин передал все оттенки этого чувства: страсть и отчаяние («Признание»), преклонение «перед святыней красоты» («Красавица», «Мадонна»), светлую печаль воспоминаний о любимой женщине («На холмах Грузии...»). Тема любви отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К***» («Я помню чудное мгновенье...», 1825), «Нахолмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) и др.

Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным. Лирического героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства, он прекрасен во всем — ибо честен и требователен к себе.

5. Лирика дружбы. Цикл стихотворений, посвященных лицейскому братству («Воспоминания в Царском Селе») и послания друзьям. Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба». Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). И наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человека в самых трудных жизненных испытаниях («Во глубине сибирских руд...»).

6. Вольнолюбивая лирика. «Деревня» — протест против «барства дикого» и «рабства тощего», в основе этого протеста лежит просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого. В стихотворении «К Чаадаеву» гражданский пафос — призыв Отчизне посвятить «души прекрасные порывы» приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья».

7. Тема творчества занимает важнейшее место и в лирике Пушкина. Поэзия — трудное и ответственное дело, считает Пушкин. Поэт, в отличие от простых смертных, наделен способностью видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит, не понимает обыкновенный человек. Однако талант поэта не только дар, но и тяжелая ноша, большая ответственность. Его влияние на людей столь велико, что поэт сам должен быть примером гражданского поведения, проявляя стойкость, непримиримость к общественной несправедливости, быть строгим и взыскательным судьей по отношению к себе.

О высоком предназначении поэзии, ее особой роли Пушкин говорит в стихотворениях: «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

8. Особенность жанрово-родовой принадлежности «Евгения Онегина» заключается в том, что это «не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Это свидетельствует о преобладании лирического начала в романном повествовании, главенствующей роли автора в романе, его роли как лирического центра повествования.

Своеобразие «свободного романа» определило наличие и обилие в нём лирических отступлений. Эти отступления не только обогащают содержание романа, раскрывают строй дум лирического героя, но и соединяют фрагменты текста, сближая мир чувствований центральных лиц произведения и его автора.

9. Автор предстаёт и как персонаж романа, и как лирический герой. В функции персонажа Автор предстаёт как приятель Онегина и как родственник соседа Лариных («мой брат двоюродный Буянов»). Начиная с VI главы роль автора-персонажа становится минимальной. Отныне Автор выступает в функции лирического героя, которому принадлежат почти все оценки происходящего и лирические отступления в романе.

10. Основные темы лирических отступлений в романе:

- пейзажные фрагменты повествования — объективная «прозаичность» и субъективная «поэтичность» картин русской природы;

- лирические отступления на «литературные» темы — проблемы современной Пушкину литературы (вопросы жанровых предпочтений, иноязычных заимствований, взаимодействия европейской и русской литературы и т.д.) на страницах романа, романтизм и романтики в ироническом свете авторского повествования;

- литературная биография «Евгения Онегина» — воссоздание истории создания романа на страницах романа; Автор как читатель собственного романа («пересмотрел все это строго...», «пора мне... пятую тетрадь / От отступлений очищать»); возможные, но не реализованные пути развития романного действия;

- обращения к читателю в лирических отступлениях; образ читателя на страницах романа.

11. Пушкин создал в романе новый тип героя — «героя времени». Автор подчёркивает, что онегинская «неподражательная странность» — своеобразный протест против социальных и духовных норм, подавляющих в человеке личность.

12. Ленский, красивый и богатый 18-летний юноша, как и Онегин, изображён чужаком среди окрестных помещиков — крепостников и невежд. При всей взаимной противоположности — хандра одного и романтическая мечтательность другого («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой») — они становятся друзьями.

13. Татьяна — «милый идеал» Пушкина. Поэт не идеализирует её жизнь: её воспитание, круг интересов типичны для «барышни уездной». Но Татьяна, по словам Белинского, «глубокая, страстная натура», она «осталась естественно-простою в самой искусственности и уродливости формы, которую сообщила ей окружающая действительность». Не случайно «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Главное в Татьяне — она «тип русской женщины» (В.Г. Белинский). На неё неизгладимый отпечаток наложили «преданья простонародной старины», рассказы няни, красота русской природы; её представления о любви и долге, весь её духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.

Белинский: «В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких примесей и приделок».

14. В поэме «Медный всадник» раскрыта тема взаимоотношений простого человека и власти. Используется приём символического противопоставления Петра I (великого преобразователя России, основателя Петербурга) и Медного всадника — памятника Петру I (олицетворения самодержавия, бессмысленной и жестокой силы). Тем самым поэт подчеркивает мысль, что безраздельная власть одного, даже выдающегося человека не может быть справедливой. Великие деяния Петра совершались на благо государства, но часто были жестокими по отношению к

народу, к отдельной личности. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье. Столкновение «маленького человека» — бедного чиновника Евгения — с неограниченной властью государства заканчивается поражением Евгения. Автор сочувствует герою, но понимает, что бунт одиночки против «мощного властелина судьбы» безумен и безнадежен.

15. «Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гринёвых, и роман-биография Петра Гринёва, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»). Гринев — свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности.

16. Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью. Честь Гринёв понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.

17. Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринёва и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринёва привлекли к нему Пугачёва («Моя искренность поразила Пугачёва»). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История даёт шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.

Выполняем задания для обобщения изученного

1. Продумайте тезисный план сочинения: «Чувства добрые» в лирике Пушкина.

__________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните схему системы образов в романе Пушкина «Евгений Онегин». Единственная ли система может получиться? Обоснуйте свою точку зрения.

3. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора...». Охарактеризуйте причину «недуга» Онегина.

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Согласны ли вы с оценкой образа Ленского? Аргументируйте свой ответ.

«Поэт видел, что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукою Онегина». (А.И. Герцен)

_____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определите по тексту романа:

В каком году родился Онегин? _________________________________________________________________

В каком году родился Ленский? ________________________________________________________________

В каком году родилась Татьяна? _______________________________________________________________

В каком году произошла дуэль с Ленским? _______________________________________________________

В каком году Татьяна вышла замуж? ____________________________________________________________

В каком году произошло последнее свидание Онегина с Татьяной? ___________________________________

6. Заполните таблицу.

7. Выразите свое аргументированное согласие или несогласие с позицией критика. «Капитанская дочка», изобильная прекрасными частностями, не составляет определённого и сильно организованного целого. В рассказе нельзя не заметить той же самой сухости, которою страдают все прозаические опыты Пушкина». Катков)

______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

8« Бунт Евгения в «Медном всаднике» произошёл в 1825 году. Место его встречи с «кумиром на бронзовом коне» — Сенатская площадь. О чем могут говорить эти совпадения?

______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

9. Перечислите признаки исторического произведения в поэме «Медный всадник».

______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Выполняем задания формата ЕГЭ

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

А.С. Пушкин

1. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?

___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме свободы. В чём сходно (или различно) звучание темы свободы в этом произведении и в приведённом стихотворении А.С. Пушкина?

I

Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный уголок;

Там друг невинных наслаждений

Благословить бы небо мог.

Господский дом уединённый,

Горой от ветров ограждённый,

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный, запущённый сад,

Приют задумчивых дриад.

II

Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

И печи в пёстрых изразцах.

Всё это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

III

Он в том покое поселился,

Где деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Всё было просто: пол дубовый,

Два шкафа, стол, диван пуховый,

Нигде ни пятнышка чернил.

Онегин шкафы отворил;

В одном нашёл тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй,

Кувшины с яблочной водой

И календарь осьмого года:

Старик, имея много дел,

В иные книги не глядел.

IV

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Другой лукаво улыбнулся,

И в голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

V

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышат их домашни дроги, —

Поступком оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глас.

VI

В свою деревню в ту же пору

Помещик новый прискакал

И столь же строгому разбору

В соседстве повод подавал:

По имени Владимир Ленский,

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри чёрные до плеч.

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

1. Каково авторское отношение к поместному дворянству в приведённом фрагменте?

_______________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображен молодой дворянин. В чём схоже (или чем различается) изображение молодого дворянина в этом произведении и в «Евгении Онегина» А.С. Пушкина?

________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чём смысл «открытого финала» романа «Евгений Онегин»?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

-обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела...

«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам навстречу. Пугачёв велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич! — кричал дядька. — Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен...» — «А, старый хрыч! — сказал ему Пугачёв. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок».

— Спасибо, государь, спасибо, отец родной! — говорил Савельич усаживаясь. — Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану.

Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачёва. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрёг неуместным намёком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачёв кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачёв не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачёв мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом...

Вдруг Пугачёв прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:

— О чём, ваше благородие, изволил задуматься?

— Как не задуматься, — отвечал я ему. — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.

— Что ж? — спросил Пугачев. — Страшно тебе?

Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

— И ты прав, ей-богу прав! — сказал самозванец. — Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья.

Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова...

— А ты полагаешь идти на Москву?

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

— Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

— То-то! — сказал я Пугачёву. — Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачёв горько усмехнулся.

— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

— А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

— Слушай, — сказал Пугачёв с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузись каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути...

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

1. Как понимают смысл калмыцкой сказки Гринёв и Пугачёв?

___________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображено историческое событие. В чём схоже (или чем различается) изображение истории в этом произведении и в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую роль играют случайности в судьбе Гринева и как они связаны с идейным содержанием произведения?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

-обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним одой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

__________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Остановимся на самом сложном

Формулируя развёрнутый ответ на вопрос (ограниченного объёма или сочинение), обязательно опирайтесь на текст произведения. Проверяющий должен увидеть, что вы хорошо знаете произведение и свободно используете текст для доказательства своих мыслей. Главный критерий использования текста — уместность. Доказывая какое-либо положение, продумайте форму работы с текстом. Это может быть выборочный пересказ, цитирование, указание на фрагменты или эпизоды, включение отдельных значимых слов или деталей текста. Главное, чтобы избранная вами форма включения текста действительно помогла доказать вашу мысль. Помните, даже если вы воспроизведёте дословно большой фрагмент произведения, но эта цитата не будет являться доказательством ваших суждений, т. е. будет неуместна, проверяющий не оценит вашу память.