Итоговое выпускное сочинение 2017/2018

«Трусость — самый страшный порок»

(м. Булгаков)

Трусость — это отрицательное нравственное качество, душевное свойство, боязнь, робость, отказ от решительных действий по причине страха. Это личностное свойство противоположно смелости, мужеству Трусость человек обнаруживает и в сражении, и в повседневной жизни, в условиях нравственного выбора. Размышления об этом часто встречаются в художественной литературе.

Например, в романе «Война и мир» малодушие и трусость проявляет гусарский корнет Жерков, адъютант Багратиона, в Шенграбенском сражении. Багратион отправляет Жеркова на левый фланг с приказом об отступлении. Однако Жерков, испытывая непреодолимое чувство страха, не передает этот приказ в войска: «...едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания...». В это время левый фланг атакуют французы: «...Но левый фланг, который единовременно был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского гусарского полков, был расстроен...». В финале из-за трусости Жеркова в войсках возникает сумятица: пехота бежит в лес, погибает множество людей, батарея Тушина, подвергаясь огню противника, вынуждена держать оборону. Гусары идут в атаку, в Шенграбенском сражении получает ранение Николай Ростов. Так трусость штабного офицера оборачивается гибелью людей.

О нравственном выборе человека размышляет М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», замечая: «Трусость — самый страшный порок». Проблема трусости — одна из важнейших в произведении. Вспомним сюжет романа, созданного Мастером. Иуда доносит на Иешуа Га-Ноцри, и последнего доставляют к прокуратору Иудеи. Иешуа обвиняют в том, что он собирается разрушить Ершалаимский храм. Он пытается поговорить с Понтием Пилатом: «Добрый человек! Поверь мне... рухнет Храм старой веры и создастся Храм истины...», «злых людей на свете нет, есть люди несчастливые...». И слова Иешуа заставляют прокуратора задуматься, пробуждая все лучшее, что было в его душе. Понтий Пилат поставлен перед выбором: оправдать Иешуа, сохранить ему жизнь, пожертвовав своим положением, благополучием, возможно, собственной жизнью, или обречь Га-Ноцри на гибель. И прокуратор объявляет Иешуа преступником, выносит смертный приговор. Но, испытывая симпатию к арестанту, он обращается к первосвященнику Кайфе с просьбой о помиловании

Иешуа в честь Пасхи. Однако председатель Синедриона Иосиф Кайфа настаивает на том, что нужно казнить Иешуа. Он требует освободить не Га-Ноцри, а разбойника и убийцу Варраввана. И Понтию Пилату приходится согласиться с ним, он уже не может спасти бродячего философа. В этой истории обнаруживается слабохарактерность Понтия Пилата, его малодушие, трусость, боязнь потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор идет против собственной совести ради сохранения привычного благополучия. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. «Никогда не идите против самого себя, собственной совести» — такова позиция писателя.

Таким образом, трусость — это большое зло, страшный порок, который может привести к трагедии, к мучительному душевному разладу.