Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Методические рекомендации. С. И. Красовская

Анализ сочинений

Анализ сочинений по критерию №1 «Соответствие теме»

Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.

Далее приведены фрагменты работ трёх выпускников, выбравших тему «На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?». Фрагменты приводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

Все три сочинения по первому параметру заслуживают оценки «зачёт», но комментарий к фрагментам сочинений показывает разную степень успешности выполнения задачи.

Фрагмент №1

Что для человека литература? Способ отвлечься от проблем? Источник знаний о мире? Сопереживание героям? На этот вопрос каждый из нас ответит по-разному (ведь на то мы и люди, непохожие друг на друга ).

Могу сказать с уверенностью, что для меня литература — самый верный честный советчик. В своих любимых произведениях даже, перечитывая их много раз, я всегда нахожу для себя своеобразную помощь, взаимопонимание. Так, например, помогли мне ответить на вопросы о настоящей дружбе и доверии людям произведения «Три товарища» Эриха Марии Ремарка и антиутопия «1984» Джорджа Оруэлла.

Но сегодня хочу рассказать о великом писателе двадцатого века Рэе Брэдбери. <...> В 1951 году Рэй Брэдбери пишет короткий, но захватывающий фантастический рассказ «Здесь могут водиться тигры». На ракете, скорость которой «равна скорости самого Бога», группа исследователей приземляется на планете далёкой системы для её изучения. Но неожиданно для себя астронавты понимают, что не просто приземлились в ещё неизведанном мире. Они приземлились в самом детстве. Планета дарит им способность понимать, заставляет чувствовать самое лёгкое и приятное дуновение ветра, которое напоминает Дрисколлу и Капитану Фостеру (одним из главных персонажей) о том беззаботном далёком времени, когда они были ещё мальчишками, когда они могли спокойно играть на летней лужайке своей родной Земли в крокет. «Это — люди, которые всегда оставались детьми, а поэтому видят и чувствуют всё прекрасное» — словно говорит нам Брэдбери. Но среди астронавтов есть и Чаттертон — жестокий и недоверчивый человек, поплатившийся в итоге за своё неуважительное обращение с планетой: отравился чистой водой, потерял тот Бур, которым пытался просверлить Землю, был разорван неизвестным зверем, рёв которого походил на рычание тигра.

Казалось бы, это всего лишь рассказ о космической экспедиции, о далёком будущем, о необъяснимых чудесах нации, творившихся на планете (миражи, отсутствие гравитации и т. д.). Но на самом деле автор создал это произведение, чтобы показать нам разные образы человеческой души. Конечно, в рассказе «Здесь могут водиться тигры» перед нами стоит несколько сложных вопросов: «как нужно вести себя с природой?», «как вовремя нужно уметь услышать важный совет?». Но как основную проблему Брэдбери называет чёрствость и старость души, какой она была у Чаттертона, он ставит нам в пример Форестера и Дрисколла, искренних и честных людей.

Рассказ Рэя Брэдбери помог мне понять, к чему ведёт жадность, недоверие и злоба, те качества, которые так свойственны взрослым, занудным и скучным людям. А самое главное, я получила ответ на вопрос «стоит ли человеку взрослеть?». Нет, теперь я могу сказать это с уверенностью. Мы взрослеем телом, умом, но душу свою, по моему мнению, мы должны навсегда оставить в мире детства, должны уметь мечтать и по-настоящему радоваться жизни, бесконечно желать познать что-то новое, быть открытыми, честными, как это делают дети. И спасибо Рэю Брэдбери и его великолепным произведениям за то, что они полностью помогли мне разобраться с этой проблемой.

Фрагмент №2

Все мы разные. Каждый из нас уникален, неповторим. Каждому суждено пройти свой собственный, порой тернистый путь. И, разумеется, жизнь вызывает множество вопросов, на которые трудно ответить самостоятельно.

Человеку необходимо получить ответы на жизненные вопросы, чтобы стать подлинно счастливым и начать жить полноценно. Ведь, как говорил известный английский писатель Джек Лондон, «истинное назначение человека — жить; а не существовать». Поэтому мы обращаемся к самому главному источнику знаний — литературе, в которой всегда найдётся ответ на любой вопрос.

Так, в романе «Театр» Сомерсета Моэма я открыла для себя много нового, о чём хочу рассказать. Без краткого пересказа событий не обойтись.

Джулия, начинающая актриса, влюбляется в красав- ца-коллегу, который ничего к ней не испытывает. Казалось бы, нормальный человек не будет добиваться внимания, а уж тем более брака с тем, кто не отвечает взаимностью. Но не Джулия. Она добилась Майкла, затем и ошеломительного успеха на сцене, став лучшей актрисой Англии. Когда Майкл уходит на войну (Первую мировую), она теряет все свои чувства к нему и празднует победу — ведь теперь оба супруга на равных.

Вот ей уже сорок шесть лет, она известна на всю страну, её брак считают идеальным, она мать почти взрослого сына.

Как вдруг на горизонте появляется молодой бухгалтер Томас Феннел, который без памяти влюбляется в главную героиню, несмотря на тот факт, что она годится ему в матери. И Джулия, как ни странно, отвечает на его признания, хоть у неё и есть муж. Роман с юным пареньком поднимает её и так высокую самооценку и пробуждает в ней ещё больший эгоизм. Она делает для своего ухажёра всё то, что оскорбило бы любого мужчину: платит за его жилье, покупает ему одежду, делает дорогие подарки... А потом Томас влюбляется в неопытную актрису его возраста — Эвис Крайтэн, которая, по его словам, «очень талантлива».

В день дебюта Эвис, Джулия радуется отсутствию чувств к Томасу — и превращает премьеру в своё триумфальное выступление.

«Неужели это всё — жизнь одной женщины? Неужели на это способен человек, зацикленный на своей персоне?» — невольно проносится в голове. Джулия вызывает восхищение своим умением виртуозно и с удивительной лёгкостью играть разные роли. Образ героини был бы почти безупречен, если бы не эгоцентризм. Джулия Лэмберт помогает ответить на многие жизненные вопросы: что нужно делать в той или иной ситуации.

Прежде всего, нужно найти себя и своё призвание, причём необходимо добиться успеха в этой области. Нужно уметь подстраиваться под людей, быть разным по случаю. Необходимо добиваться поставленных целей, правда, обдуманно и без вреда обществу.

Наконец, главный жизненный вопрос — что такое любовь? Благодаря «Театру» осознаёшь, что любовь, описанная в нём, фальшива и не является образцом для подражания. Ведь это неповторимое чувство должно быть искренним и отнюдь не мимолётным. Каждому из нас нужно испытать это волшебное состояние. Любовь учит видеть хорошее в людях и обществе в целом, позволяет открыть новые, прежде неизведанные таланты и способности личности.

Но как же найти её, если сплошь и рядом нас окружает «театр»?...

Фрагмент №3

...Изображение войны в романе «Война и мир», безусловно, поднимает проблему человечности на войне. В одном из сражений Николай Ростов увидел в своём враге- французе, которого он так и не смог убить, обычного человека, «простое комнатное лицо» с дырочкой на подбородке. Такого же подневольного военного, как и он сам, такого же человека, желающего жить и страдающего из- за амбиций власть имущих. Эта мысль была и будет актуальна всегда. Более чем через сто лет будет написано известнейшее произведение Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен». Один из его героев также обдумывает этот вопрос, не понимая, зачем он убил своего противника, ведь он не только и не столько враг, сколько человек, ведь он также дышал и любил, ведь у него тоже была семья, жена, дети. Также Ремарк высказывает мысль о равенстве людей, о неправильности разделения их на «чистых» и «нечистых», достойных жить и нет в другом произведении «Ночь в Лиссабоне». Ещё одна война и ещё раз повторяется всё та же, не теряющая своего значения мысль. Мысль о равном, «человеческом» отношении к людям вне зависимости от их происхождения, вне зависимости от политических убеждений и вероисповедания, вне зависимости от того, какой у них паспорт и откуда они приехали.

Таким образом, мы видим, как художественная литература задаёт нам жизненно важные вопросы, заставляет задуматься над ними и ответить на них хотя бы себе. В произведениях, в особенности основанных на исторических фактах и событиях, писатель, обобщая опыт поколений и свою точку зрения, даёт возможный ответ на те вопросы, на которые, в силу их природы, нельзя дать универсального ответа, заставляет признать ставший, возможно, очевидным ответ на социально значимые вопросы, о которых, хоть это и трудно, неприятно и тяжело, нужно говорить, способствуя, таким образом, решению назревших проблем.

Фрагмент первой работы написан прекрасно подготовленным выпускником, имеющим свои читательские предпочтения и способным глубоко, искренне, неформально рассуждать в рамках заданной темы, избирая личный ракурс её раскрытия (некоторые речевые недочёты не противоречат данному выводу). Он сумел сделать интересный выбор опорного текста, проблематизировать материал, продумать оригинальную тезисно-доказательную часть сочинения.

Нельзя ожидать от большинства выпускников очевидных литературных дарований. Второе и третье сочинения слабее первого, но, бесспорно, по первому параметру (как и по другим критериям) заслуживают оценки «зачёт». Их интересно сопоставить, т.к. выпускники выбирают разные пути раскрытия темы.

Фрагмент №2 показывает, что автор сочинения строит мысль, опираясь на пересказ сюжета романа «Театр» Сомерсета Моэма и включая в него некоторые лаконичные комментарии: размышления над ситуацией и личную оценку нравственного выбора героини (эти комментарии выделены жирным шрифтом). После сжатого пересказа перечисляются проблемы, над которыми задумался автор сочинения, прочитав роман «Театр». С выводами учащегося можно не согласиться, но поданы они ёмко и последовательно (нельзя забывать, что формулировка темы сочинения предполагает личный ракурс её раскрытия).

Во фрагменте №3 автор сочинения размышляет непосредственно над предложенной проблемой, строит высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, но избегая при этом пересказа. Литературный материал не ведёт ученика за собой, а используется им именно как основа для собственных размышлений. Следует отметить удачное сопоставление эпизода из «Войны и мира» с романом Э. М. Ремарка, хотя обоснование тезисов отсылками к тексту романа Ремарка могло бы быть более обстоятельным.

Анализ сочинений по критерию №2 «Аргументация.

Привлечение литературного материала»

Критерий №2 — один из двух важнейших параметров оценивания сочинений. Без зачёта по этому критерию невозможно получить положительную оценку сочинения.

Ниже приведены фрагменты сочинений, показывающие разный уровень сочинений, оценённых по критерию №2.

Фрагмент №4 принадлежит выпускнику, убедительно раскрывшему тему «На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?».

Фрагмент №4

В разные времена были великие писатели, создававшие свои произведения. Каждый из них старался передать собственное мнение и идею. Человек, читающий книгу, учится у героев, сопереживает им и вместе с ними отвечает на важные вопросы, решает поставленные автором проблемы. Очень важно понимать, какую именно мысль хотел донести до нас писатель. Ведь в противном случае его цель считается недостигнутой.

В произведении французского писателя Гастона Леру «Призрак оперы» перед нами предстают герои с совершенно различными судьбами, историями и исключительными чертами: гений Эрик, по причине уродства отвергнутый обществом, талантливая Кристина, бесконечно добрая к людям, и смелый виконт де Шаньи, преданный своей любви. Нельзя не упомянуть и перса Надир-хана, который, несмотря ни на что, верил в своего друга.

Рассмотрим подробнее данных героев. Что же хотел сказать автор, наделяя Эрика таким характером, умом и внешностью? Прежде всего, нужно упомянуть, что призрак оперы обладал исключительным интеллектом и совершенно отталкивающей внешностью — облик скелета, обтянутого кожей. Люди боялись его, судили по внешнему виду. Можно ли сказать, что общество часто отворачивается от кого-либо, просто взглянув? Да, и история отвергнутого по этой причине человека и представлена в романе. Только Кристина Даэ, девушка, пострадавшая от озлобленного гения, в итоге простила и пожалела его. Лишь в самом конце своего существования Эрик почувствовал, что в какой-то момент он действительно жил. Книга помогла мне ответить на вопрос, почему никто не может жить вне общества. Потребность в людях так же естественна, как и необходимость дышать. <...>

С моей точки зрения, Гастон Леру в своём произведении поднимает вопрос отношений между людьми: того, чего не хватает в нас, и того, что не хватает нам. Нам не хватает доброты и любви, терпения Кристины Даэ, истинной веры в друзей Надира-хана и храбрости, преданности Рауля де Шаньи. Книга помогла мне найти ответ на вопрос, какими качествами должны обладать люди.

По приведённому фрагменту (примерно половина работы) можно судить о том, что сочинение представляет собой образец хорошо аргументированной работы. Выпускник рассуждает по предложенной проблеме (выбрана интересная многоаспектная проекция на «себя» и «нас»). Очевидна опора на литературный источник, а не на его кинематографическую версию.

Проанализируем с той же точки зрения фрагмент сочинения выпускника, выбравшего тему «Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?».

Фрагмент №5

Мечта — это то, что человек хочет больше всего. Люди делятся на два типа: кто-то стремится исполнить её, кто-то просто тихо живёт с этой мыслью. Мечты бывают разные. Одни хотят быть президентом, другие прославиться и стать голливудскими звёздами, а третьи просто мечтают о большой и крепкой семье. Очень сложно конкретно ответить на вопрос, поставленный передо мной. Всего можно добиться, стоит этого только захотеть, а, следовательно, мысль об этом самом заветном желании может вести по жизненному пути, заставляет действовать. Ну, а тех людей, которые просто любят помечтать, уводит в сторону.

Рассмотрим ситуацию Наташи Ростовой, которая постоянно размышляла о счастии жизни с князем Андреем Болконским. Можно предположить, что её мечты уводили от жизни, потому что она не могла ничего сделать и дожидалась своего жениха из Европы. Именно поэтому всё способствовало тому, что Наташа закрывалась от жизни, от высшего общества и думала о своём будущем. В то время как её младший брат и человек, в которого она была влюблена, смело шагали по жизни с мечтой.

Литературный материал (фрагмент романа Л. Н. Толстого «Война и мир»), выбранный учеником, даёт простор для размышлений над заданной проблемой. Зачёт по критерию №2 может быть поставлен. Однако очевидна схематичность, крайняя упрощённость трактовки образа Наташи, а также значительное искажение авторской позиции. Чувствуется неумение ученика вникать в произведение и осмысливать его.

Проанализируем работы двух выпускников, выбравших тему «Почему люди пишут стихи?». Автор первой работы (см. фрагмент №6) справился с задачей привлечения литературного материала и построения аргументированного высказывания на заданную тему (при этом в сочинении имеются изъяны по выбранному параметру, о чём будет сказано ниже). Автор второй работы (см. фрагмент №7) по критерию №2 заслужил оценки «незачёт», что является условием выставления незачёта за работу в целом (обоснование дано после приведённого фрагмента).

Фрагмент №6

Стихи — это больше, чем просто хобби. Писать означает вкладывать себя всего без остатка в строки, которые останутся на бумаге надолго, «ведь рукописи не горят». Говорят, глаза — зеркало души, тогда стихи — это рамка. У кого-то она золотая, а у кого-то лишь позолоченная. Но это не значит, что человек не умён или чёрств. Вовсе нет! Не все поэты высокоинтеллектуальные люди. Они ни профессора, ни доктора наук. Это те, кто открыт миру, кто может что-то донести до обывателей или чему-то научить. Как писал А. С. Пушкин: «...Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы.

Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы».

<...>

Но нас в жизни окружают не только друзья, но и возлюбленные. Им посвящено великое множество стихов. «Любовь — это самое страшное, что может с вами произойти, но именно это делает нас сильнее», — сказал один мудрец. Влюблённость — такое окрылённое состояние души, которое помогает людям открываться.

«Я к вам пишу, чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать»,

— читает Евгений Онегин, герой одноимённого романа А. С. Пушкина. Из письма видно, какие чувства овладевают Татьяной и насколько они сильны, раз она решается на отчаянный шаг, нарушив приличия светского общества.

Стихи бывают разными: короткие, как записочки, что оставляют влюблённые друг другу, или длинные поэмы, где развёртываются события давно минувших дней, или просто несколько строк, чтобы вдохновить людей на дело, а может, просто дать совет. Но, несмотря на всё это, их пишут от души, от сердца, и оттого они прекрасны. Искренность в произведениях и помогает авторам завоевать доверие читателей, заставить их прислушаться и изменить свою судьбу.

Выпускник строит искреннее, живое рассуждение, высказывает самобытную мысль о том, что человек, пишущий стихи, открыт миру. Уместно цитируются строки А. С. Пушкина. Вместе с тем литературный материал привлечён формально (вне глубинной связи с рассуждениями выпускника) и воспринимается как некая дань задаче, а не органичная часть сочинения. Фрагмент романа «Евгений Онегин» уводит от основной темы в рассуждение о любви (попутно делается акцент на анализе чувств Татьяны). Несмотря на то, что выбран не лучший путь использования литературного материала и показан неглубокий уровень его осмысления, «зачёт» по критерию №2 может быть поставлен, так как рассуждения автора аргументированы и литературный материал привлечён.

Фрагмент №7

Тема моего сочинения «Почему люди пишут стихи?».

Эта тема мне сразу показалась интересной, потому что я сам часто пишу стихи, поэтому не составит большого труда раскрыть главный вопрос сочинения.

Так почему же люди пишут стихи? Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобится вспомнить выдающихся деятелей литературы и их произведения.

Я считаю, что нам нужно начать с Александра Сергеевича Пушкина и его романа «Евгений Онегин». Все мы помним, как Татьяна признаётся Онегину в любви, написав ему письмо в стихах:

«... Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!»

Для девушки того времени, было неприемлемо признаваться в любви мужчине, но Татьяна, всё же решается на это, под страхом позора. Зная по себе, я считаю, что выразить свои чувства в стихах на много проще, чем просто словами.

Обратимся к другому примеру, Михаил Васильевич Ломоносов, в своей оде выражает восхищение и восхваляет Императрицу Екатерину.

Существует ещё масса примеров в литературе, но все они сходятся в одном: стихи помогают человеку выражать свои чувства, будь то страх, ненависть, любовь, восхищение, сострадание.

Стихи — это слова, а слово может ранить, слово может спасти, а правильно подобранное слово может творить чудеса. Это понимали все великие писатели.

К тому же, литература — вечна, ведь недаром говорят: «Что написано пером — не вырубишь топором».

Подчеркнём, что по приведённому фрагменту можно судить о сочинении в целом (сокращены только цитаты). Несмотря на самонадеянность выпускника, проявившуюся в первых фразах, работа получилась слабая. Вместе с тем следует отметить, что по критерию №1 сочинение может быть оценено положительно, т. к. выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия, формулирует связанный с темой тезис: «стихи помогают человеку выражать свои чувства». Однако этот тезис остается нераскрытым. Литературный материал привлечён формально: письмо Татьяны Лариной выдаётся за стихотворение, пример с одой М. В. Ломоносова не прокомментирован. Аргументация подменяется общими словами, штампами. Очевидно использование заготовок под другие задачи, которые выпускник решил применить и для цели написания данного сочинения.

Анализ сочинений по критерию №3 «Композиция и логика рассуждения»

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их композиции и логики выстраивания рассуждения на предложенную тему.

Фрагмент №8

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. А некоторые уходят в мир фантастики, чтобы найти ответы на, порой, даже несуществующие вопросы.<..>

Я выделю два главных: вопрос выбора и вопрос дружбы. Проблема выбора стоит перед человеком всю жизнь. И главное в каждой ситуации сделать правильный выбор.

В повести Василия Быкова «Сотников» перед Рыбаком в самом начале встаёт выбор: спасать от погибели слабого, больного, раненого Сотникова или, пожертвовав им, спастись самому. И Рыбак, подумав, решает спасти товарища.

Позже проблема выбора встаёт перед Демчихой. Укрыть у себя дома Сотникова и Рыбака, тем самым подвергнув себя и своих детей опасности, или прогнать их? <...>

И снова Рыбак встаёт перед выбором. Пойти на службу к палицаям и сохранить себе жизнь или умереть? И малодушный Рыбак приходит на службу к палицаям, думая, что он сможет сбежать. Но ему дают задание: выбить табурет из-под ног приговоренного к смерти Сотникова. И сделав это, Рыбак становится палачом для своего друга, которого он не так давно спасал от этих же полицаев. В данном произведении показан пример «псевдодружбы». А что же такое настоящая дружба?

Другие люди, другая ситуация. В повести Бориса Васильева «Завтра была война» после самоубийства Вики, доведённой до отчаяния требованием отказаться от отца — «врага народы», Искра с друзьями хоронит её и говорит о ней, как о настоящей комсомолке, верном и преданном товарище. Искра не покинула свою подругу, она была с ней до конца.

Но всегда ли дружба проверяется смертью? Андрей Платонов в своём рассказе «В прекрасном яростном мире» повествует о настоящей дружбе и товариществе. После ряда событий машинист Мальцев ослеп и на место машиниста поставили его помощника. Но машинист не может жить без своей работы и помощник, рискуя своим положением и работой, ставит на своё место Мальцева и разрешает ему управлять поездом. На такой поступок способны только настоящие друзья.

Итак, подведём итог. Литература может ответить на многие жизненные вопросы, но для того, чтобы получить на них ответы, иногда приходится читать между строк. <...>

Купюры, сделанные в сочинении, не мешают увидеть его целостность, стройность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. Следует отметить безукоризненную логику рассуждений, связанных общей идеей и опирающихся при этом на несколько художественных произведений. Мысль ученика последовательно развивается от текста к тексту с наращиванием дополнительных личностных смыслов. Выпускник не только логично выстроил рассуждение на предложенную тему, но также показал умение её конкретизировать в соответствии с собственным замыслом (ситуация выбора и вопрос дружбы) и при этом не отклониться от темы. Закономерно, что хороший уровень обученности выпускника проявился не только в достоинствах работы по критерию «Композиция и логика рассуждения». Автор сочинения продемонстрировал также прекрасную речевую культуру, начитанность, сформированность таких читательских навыков, как способность заинтересованно размышлять над самостоятельно прочитанными произведениями и сопоставлять их в заданном ракурсе.

Фрагмент №9

Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Мечтают все. Дети, как только начинают разговаривать, мыслить хотят изменить что-то, представляют своё будущее, кем они будут работать, что будут делать. С одной стороны, мечта помогает человеку избрать конкретные жизненные цели, с другой стороны, вынуждает совершать поступки, которые могут погубить его. Здесь важна та самая тонкая грань, возникающая между мечтой выполнимой и невыполнимой. Во втором случае, она уводит человека от реальной жизни.

... Приведу пример из произведения Л. Н. Толстого «Война и мир». В нём показано, как мечта может вести человека по жизненному пути или погубить героя. Например, Борис Друбецкой мечтал о богатстве, влиятельности. Стоило ему лишь начать служить в штабе Кутузова, он обзавёлся полезными знакомствами и уже по-другому воспринимался светским обществом. Так Борис добился влияния в определённых кругах. Он смог разбогатеть, женившись по расчёту на Жюли Карагиной. Соответственно, его статус в Петербурге повысился. Таким образом, действительно, при практической деятельности и желании добиться конкретных целей, мечта ведёт человека по жизненному пути.

Также в этом произведении Льва Николаевича есть пример того, как мечта погубила человека. Петя Ростов хотел всегда быть в центре событий. Он мечтал стать героем. Младший сын Ростовых участвовал в партизанской войне, не послушал командира отряда, поехал туда, где была стрельба, был убит. Очень жаль мальчика, хотевшего стать героем. Это была его мечта, она же и погубила Петю.

Действительно, все мы витаем в облаках, представляем своё будущее. Кого-то мечты приводят к новым высотам, как Бориса Друбецкого, кого-то уводят от жизни, как Илью Обломова, а кого-то губят, как Петю Ростова. Каждый человек должен осознавать тонкую грань между мечтой направляющей, помогающей и уничтожающей. Нужно стремиться к чему-то реальному и действовать, чтобы осуществить задуманное, но не стоит совершать глупые поступки, которые могут погубить. Не зря же говорят про некоторых людей, что они замечтались.

Сочинение в целом выстроено логично и заслуживает оценки «зачёт» по критерию №3. В первом абзаце высказаны тезисы общего характера. Второй и третий абзацы посвящены анализу конкретных примеров из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Заключительный абзац содержит вывод, соответствующий вопросу темы. Вместе с тем примеры, приведённые учеником, не могут считаться полноценными аргументами для его суждений, поскольку основаны на превратном толковании смысла образов Бориса Друбецкого и Пети Ростова. Ученик не чувствует авторской позиции, не задумывается о ней, подменяя её собственным примитивным пониманием. Суждения ученика очень поверхностны, отличаются прагматичностью и свидетельствуют о смещении нравственных оценок.

Фрагмент №10

Почему люди пишут стихи?

В мире написано множество стихов, и все они посвящены кому-то или чему-то. Кто-то пишет стихи о любви, кто-то в своём произведении восторгается Родиной, а кто-то — красотой природы. Но мало кто задавался вопросом: «Почему люди пишут стихи?» Некоторые думают, что стихи пишутся ради славы. Нет. Я считаю, что люди пишут стихи ради достижения определённой цели, но и они у всех разные. Кто-то хочет сделать приятное любимому человеку, кто-то хочет изменить мир к лучшему и сделать его чище и добрее, а кто-то хочет призвать народ встать на защиту Отечества.

В своих лирических произведениях А. С. Пушкин затрагивал множество тем. Одной из самых излюбленных тем, поднимаемых писателем, является любовная. Автор в своих произведениях писал о несчастной любви. Как например в стихотворении: «***»

Я вас любил, любовь ещё быть может,

Во мне угасла не совсем.

Также очень много стихов Пушкин посвятил свободе. Это такие произведения как, например, «К морю» и «Орёл». В этих лирических произведениях писатель использовал много символических предметов. Это такие предметы как: бушующее море, поднебесные горы, ветер, орёл и многое другое.

Мы вольные птицы, пора, брат, пора.

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляют лишь ветер да я.

Однако, А. С. Пушкин свои стихи писал не только для народа, но и для властей и для самого императора Александра I. В своём знаменитом стихотворении «Деревня» А. С. Пушкин показал черты ярого, необузданного и жестокого барства на фоне прекрасной, живописной деревенской природы.

Невозможно забыть лирику писателя, которую он посвятил дружбе с Пущиным и Чаадаевым.

Любезный именинник,

О Пущин дорогой.

Прибрёл к тебе пустынник

С открытою душой.

Любви надежды тихой славы

Недолго тешил нас обман.

Исчезли юные забавы

Как сон, как утренний туман.

Ученику не удалось удержаться в рамках ответа на вопрос темы. Первый абзац представляет собой размышление общего характера и в целом соответствует теме. Однако как только наступает очередь конкретных примеров, ученик не справляется с литературным материалом и подменяет ответ на вопрос обычным обзором тем лирики А. С. Пушкина, причём достаточно примитивным и эклектичным. Первый абзац логически не сопряжён с остальными. Ответа на вопрос темы и заключения в сочинении нет. В то же время все высказанные выше замечания в большей степени относятся к критериям №1, 2. По критерию №3 работа оценена «зачётом», поскольку общая канва сочинения, хотя и без заключения, учеником выстроена.

Сочинение несвободно также от ряда других ошибок, в том числе фактических.

Анализ сочинений по критерию №4 «Качество письменной речи»

Ниже приведены фрагменты сочинений, интересные для комментария с точки зрения их речевого оформления.

Фрагмент №11

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Что значат для современного человека такие качества, как отвага, честность, доверие к ближнему и готовность рисковать ради него собственной жизнью? Способен ли современный человек совершить подвиг, ни минуты не колеблясь, решиться на великий поступок? Быть может, в наше спокойное, мирное время необходимость в подобных действиях отпала; в общей массе, особенно в крупных городах, где люди ежедневно работают, учатся, воспитывают детей и снова работают. Времени по-настоящему поразмышлять на общефилософские темы не всегда хватает, да и зачем лишний раз выходить за пределы уже протоптанной несколькими поколениями колеи, такой привычной и комфортной, тревожить себя напоминаниями о том, что где-то в мире есть несчастья, страдания, нужда... Возможно, данные рассуждения покажутся излишне категоричными, но, на мой взгляд, тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению. Опасность в том, что если не прикладывать усилий для нравственного совершенствования, душевного развития, не работать над собой, вполне реально замкнуться исключительно на своём мире и не интересоваться ничем за его пределами.

Ситуация войны, мне кажется, выступает своеобразным катализатором проявления человеком своих душевных качеств. Когда от нас требуется стремительность действий, скорость и точность реакции, мы невольно будем руководствоваться тем показателем нравственности, который складывался со временем. Так в людях и обнаруживаются отвага и трусость, честность и плутовство, способность на великие чувства или малодушие.

Герои произведения белорусского писателя В. Быкова сбегают из концлагеря, вынуждены скрываться от фашистов и случайно встречают друг друга в лесном предго- рии Альп. Рослый, молодцеватый, простой советский парень Иван, человек широкой души и строгих принципов, и хрупкая, настороженная итальянская девушка, покинувшая богатую семью из-за конфликта с отцом и оказавшаяся в плену у немцев. Что может объединять этих людей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего? Общая опасность, враг и цель. Именно эти факторы побудили Ивана взять на себя ответственность за судьбу Джулии, поверить ей и всячески поддерживать её во время преодоления сложного зимнего горного пути. За непродолжительный срок молодые люди смогли взрастить в друг друге настоящее, высокое чувство, без уловок и фальши, чувство, побуждающее не сдаваться и двигаться вперёд. На протяжении всего произведения герои претерпевают жестокий голод, холод, неимоверную усталость, но продолжают идти к своей цели. Наконец, когда фашисты настигают их, Иван самоотверженно спасает жизнь своей подруге и обрекает себя на верную гибель. Для него этот жест естественен и не требует лишних колебаний и размышлений, он исходит подсознательно, герой просто чувствует, что так надо.

Подобный мотив возникает и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», где простые солдаты, идущие на смерть, не испытывают страха; именно внутренний стержень человека, его любовь к Родине побуждает просто и честно совершать свою работу.

В другом произведении В. Быкова, «Сотников», герои — представители партизанского отряда, долгое время скрывавшиеся от фашистов и попавшие к ним в плен. На протяжении всей повести перед нами раскрываются характеры главных героев — Сотникова и Рыбака, обнаруживаются черты, дающие ясное представление о патриотизме и психологии предательства, дающие ответ на вопрос: почему пути двух людей, воюющих плечом к плечу во имя общего дела в начале произведения, так резко расходятся в его конце? Именно компромиссность лжепринципов, слабость духом и откровенная трусость отделяет условного лжепатриота от патриота истинного.

А сколько ещё подобных примеров можно найти среди всемирной художественной литературы? Знакомясь с ними, читатель представляет в воображении поступки тех или иных героев, внутреннее даёт оценку их действиям, размышляет над ними с точки зрения морали и на этой базе делает выводы о том, что есть правильно, а что — нет.

Я привела лишь спектр проблем, затронувших лично меня в произведениях В. Быкова и Л. Н. Толстого. Разумеется, у каждого читателя на разных жизненных этапах возникают свои вопросы; их бесчисленное множество и осветить их все практически невозможно.

Данная работа очень показательна в плане владения письменной речью. Ученик демонстрирует богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций. Он легко облекает свои мысли в точную, выразительную словесную форму. В то же время в сочинении есть несколько очевидных речевых ошибок разных типов (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы и т. п. В соответствии с указанными выше требованиями по критерию №4 сочинение заслуживает оценки «зачёт».

Фрагмент №12

Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Каждый человек мечтает. Мечта о светлом будущем помогает идти вперёд. Мечты ведут нас по жизненному пути. Ради осуществления желаний человек готов пожертвовать своей жизнью. Мечта помогает двигаться вперёд.

В романе В. Каверина «Два капитана» есть несколько главных персонажей. Герой, капитан Татаринов, мечтал достичь Северного полюса. Это желание вело его на протяжении всего жизненного пути. Татаринов испытал много трудностей, но, всё-таки, смог приблизиться к своей мечте, пожертвовав собственной жизнью.

Другой герой — Александр Григорьев. Он с самого детства испытал на себе все тяготы и лишения. Немой с детства, он рано осиротел. Однажды, по реке стали приходить письма. Погибший почтальон так и не смог их донести. Одно из них было письмо капитана Татаринова своей жене, Машеньке. Оно до глубины души тронуло Григорьева, и он решил найти пропавшую экспедицию. Эта мечта вела Александра на протяжении всего жизненного пути.

Желание Григорьева двигало его вперёд. Мечту Александра можно назвать чистой и светлой, ведь он стремился установить справедливость и найти пропавшую экспедицию. Судьба Татаринова тронула его до глубины души. Предательство близкого друга — вот одна из причин смерти пропавшей экспедиции. Установление справедливости — цель великой, благородной и светлой мечты.

Приведённый фрагмент сочинения свидетельствует о низком уровне речевой культуры ученика. В нём преобладают простые предложения, причём однотипные конструкции (например, предложения, содержащие тире между подлежащим и сказуемым, или простые предложения с минимальным количеством второстепенных членов) используются многократно и часто следуют подряд. Очевидно, что автор работы избегает сложных синтаксических построений. Фрагмент изобилует также речевыми штампами, многие из которых повторяются несколько раз на протяжении четырёх абзацев (выделено жирным шрифтом). В то же время работа ученика практически свободна от других видов речевых ошибок (например, нарушение сочетаемости слов, неверное употребление паронимов и синонимов, плеоназм и т. п.).

В целом сочинение по критерию №4 заслуживает оценки «зачёт», так как низкое качество речи не затрудняет понимания его смысла.

Фрагмент №13

Почему люди пишут стихи?

Есть разные способы выразить свои чувства и эмоции. Кто-то пишет рассказы, кто-то картины, кто стихи. К написанию стихов людей вдохновляет что-то. Появляется какой-то порыв, но далеко не все его реализуют, поскольку большинство людей талантом самовыражения посредством стихотворений не обладают. Выраженное стихами воспринимается легче, чем в прозе. Малейшие движения души стихи передают гораздо ярче и эмоциональнее. Стихи — своеобразный вид общения. Поэт через свои произведения изливает душу, пытается донести свою любовь к родине, к человеку, к природе.

К примеру возьмём стихотворение прекрасного русского поэта Есенина С. А. «Берёза». В нём он пытается донести читателю своё восхищение над прекрасным по его мнению деревом берёзой. Есенин сравнивает снег лежащий на ветках берёзы с драгоценным металом — серебром. <...>

В этом стихотворении автор представляет перед нами обычное дерево как драгоценность, но не ту драгоценность которую может приобрести некаждый, а ту которую могут видеть и любоваться все.

Так почему же люди пишут стихи? Люди так самовыражаются. Выражают свою любовь к чему либо, грусть, да и вообще эмоции, но это моё мнение. Стихотворением можно передать то, что прозой и обычными словами рассказать вообще не возможно.

Так самовыражаться дано не каждому кто-то рисует, кто-то пишет рассказы, кто-то поёт, кто-то стихи сочиняет. Главное чтобы всё это было от души иначе ничего хорошего не получится.

Работа слабая по всем параметрам оценивания, в том числе по критерию №4. Отмечается неверное словоупотребление, бедность лексики, речевые штампы, однообразие синтаксических конструкций, но основания для выставления «незачёта» по указанному критерию нет, так как низкое качество речи не приводит к существенному затруднению понимания смысла сочинения.

Анализ сочинений по критерию №5 «Грамотность»

Ниже приведён фрагмент сочинения с целью демонстрации уровня грамотности, который не позволяет выпускнику получить зачёт по критерию №5.

Из приведённого ниже сочинения исключены только цитаты (в полной его версии почти треть текста занимают фрагменты песни, но их автор не указан).

Фрагмент №14

Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Что есть мечта? Мечта это то, что есть у каждова некоторые её скрывают другие постоянно твердят, но мечта лиш даёт нам шанс на чтото надеятся.

Как написано в стихотворении «Мир не изменится» Ты закрыл глаза Сжёг свои мосты Как наш мир далёк От твоей мечты

Это говорит о том, что мечта уводит нас от реальной жизни и строит внутри каждого другой совершенный мир.

Какбы ты не мечтал просто сидя на месте мы ничего не изменим.

Стихотворение говорит о том, что мечта пусть иногда и уводит человека в свой внутренний мир. Но ты живёш здесь и сейчас и тебе надо стараться чтоб этот мир стал твоей мечтой. Если ты идёш по жизни и зна- еш вериш в мечту то в конечном итоге у тебя всё будет хорошо. Мечта вляет на каждого человека по своему и всё зависит лиш от того кто управляет твоей жизнью ты или нечто другое ведёт тебя по этапу пути. Надо иметь такую грань между реальным миром и иллюзорным. Ты должен знать всегда что ты хочеш и идти к этому. Мечты мечтай, но не забывай что жизнь одна и она хрупкая. Хочется красивый логичный вывод по вопросу «Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?». Всё зависит от самого человека сможет он менять этот мир или будет жить в своей мечте.

Давать ответ под каждова человека нельзя ведь все люди уникальны.

Сочинение изобилует орфографическими, пунктуационными, грамматическими ошибками (более 5 ошибок на 100 слов). Работы с низким уровнем грамотности часто и по другим параметрам также имеют низкие результаты. В этом отношении данное сочинение типично. По всем другим критериям работа также оценена отрицательно: приведённые стихотворные строки не могут рассматриваться как обоснование мыслей автора сочинения; попытка выстроить рассуждение сделана только в заключении, однако сформулированные там тезисы не подкреплены доказательствами; работа не обладает необходимой логичностью и композиционной стройностью.

Сочинение представляет собой пример работы, за которую по всем критериям следует поставить «незачёт».

Далее приведены полные тексты сочинений, написанные выпускниками в ходе апробации, и дан развёрнутый комментарий к ним на основе критериев оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Сочинения приводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации.

Сочинение №1

Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Прочитав вопрос данной темы, я сразу представил себе несколько картин. Самая яркая из них такова: Илья Ильич Обломов лежит в своей комнате на диване и мечтает о тихой, размеренной жизни с Ольгой в деревне. На другой картине — Ольга, влюблённая в мечту об изменении Обломова. Завершает мою небольшую галерею юный Павел Иванович Чичиков, который уже усвоил мысль о деньгах, «копейке» как главной жизненной ценности и теперь готов руководствоваться этой мыслью в каждом своём шаге.

Во всех этих набросках большое значение имеют мечты героев. Они совершенно разные люди и мечтают о разном, но каждому «автору» дорого его стремление, его душевное творчество. Вообще говоря, мечта всегда, наверное, любима своим «хозяином»: её лелеют, ею живут, она окрыляет, зовёт вперед, ведёт по жизни. Но как непохожи «хозяева», так же непохожи и созданные ими мечты и то, как эти мечты влияют на их жизнь.

Радужные картины семейного счастья Ильи Ильича остаются умиротворяющей сказкой, похожей на сказки о молочных реках и кисельных берегах, услышанные им в обломовском детстве от няни. Они уводят героя всё дальше от реальности, с которой он так не любит контактировать. Это очень светлая, практически детская идиллия. Но в том и заключатся её опасность, что идиллия недостижима, она показывает готовую финальную картину, но не открывает пути к ней. Мы понимаем, что Обломов не хочет искать этого пути, тем более — его проходить. Героя совершенно устраивает возможность мечтать, если можно так сказать, безответственно, бездеятельно. Это состояние чем-то похоже на выпадение из обычного мира в виртуальную реальность, где ты успешен, любим, счастлив, но только не живёшь, а смотришь сон о себе. Не случайно Обломов так часто спит, дремлет, забывается сном. Не случайно детские воспоминания о счастливой Обломовке представлены в романе как сон главного героя. Итак, мечты Обломова — это иллюзия, уводящая, защищающая его от забот повседневной жизни, а может быть, и заменяющая её. Даже неимоверные усилия Ольги и Штольца оказываются недостаточны для пробуждения Обломова, и кончается всё тем, что Агафья Матвеевна приводит в порядок и возвращает к жизни уже вроде бы забытый халат Ильи Ильича — своеобразный символ его мечтательной диванной жизни.

Совершенно иначе я понимаю смысл мечты Ольги о пробуждении Обломова. Для неё это цель, для достижения которой выработана целая программа действий. Под влиянием Ольги Обломов то едет в Эрмитаж, то отыскивает в магазинах гравюры и книги по её желанию, то читает книги по астрономии и т. п. Сколько она усилий

приложила, как желала достичь цели, претворить мечту в жизнь! Такая мечта действительно ведёт по жизненному пути, помогает организовать себя и других так, чтобы непременно достичь результат. Но почему же тогда Ольга не смогла добиться поставленной цели? Думаю, всё дело в том, что смыслом её мечты было изменение природы другого человека, пусть даже и ради этого человека, и с его согласия. В итоге Илья Ильич всё-таки остался, как и был, обломовцем. А вот Ольга благодаря общению с героем получила мощный толчок к взрослению, личному развитию. Не случайно сам Обломов периодически ловит себя на мысли, что Ольга перерастает его. То же самое чувствует и Штольц, вернувшийся из-за границы, а потом и ставший Ольгиным мужем.

В понимании мечты как цели, указания к действию Ольге близок Чичиков. Но на этом сходство заканчивается. Ольга, будоража, «оживляя» Обломова, совершает доброе дело, одухотворённое любовью. Цели Чичикова совсем иные. Он неукоснительно выполняет завет отца «копить копейку», потому что уверен в её способности «всё прошибить». В последней главе «Мёртвых душ» Гоголь показывает, как скучно и скудно прошло детство Павла Ивановича в родительском доме, где даже никогда не открывались окна. Мы понимаем, что Чичиков во что бы то ни стало решил добиться для себя респектабельной комфортной жизни. И никакие сомнения совести, романтические увлечения не могут отвлечь его от главной цели. Герой осваивает намеченный путь ступень за ступенью, и то, что привлекает его впереди, даже не хочется называть мечтой. Это скорее реализованный бизнесплан. Чичиков лучше других знает, как извлечь выгоду из обычных явлений жизни, таких, например, как нерегулярные переписи, система пошлин на крестьянские души и т. д. Он лучше всех понимает, чего хочет, а в силу таких особенностей натуры, как трудолюбие, целеустремлённость, изворотливость и умение приспосабливаться, неуклонно идёт к намеченному, не слишком разбираясь в средствах. Слово «мечта» по отношению к такому прагматичному человеку даже как-то не звучит. Слово «цель» тут гармоничнее. Но ведь нет ничего плохого в том, что мечта превращается в цель. Чем раньше

она соотнесётся с реальностью, тем быстрее будет достигнута. Мне как читателю Чичиков не симпатичен, потому что холоден, циничен, очень расчётлив. Ему ничего не стоит переступить через человека, как это произошло с «любимым» учителем и повытчиком, даже не задумавшись об их боли. Но если говорить об умении ставить и реализовывать жизненные цели, то его мечта буквально ведёт по жизни и даже помогает начинать с нуля, когда «потянул», но «сорвалось».

Картины в моей галерее представлены очень разные. Эта импровизированная подборка наглядно показывает, что мечта ведёт человека туда, куда он сам хочет идти, и так, как ему свойственно. Характеру мягкому, слабому она может явиться в форме иллюзии, утопии, не требующей никаких конкретных усилий в реальном мире. Натура сильная, деятельная скорее всего воспримет мечту как руководство к действию. Важно только, чтобы в любом случае мечта человека была свободна от подлости, бесчестия, жестокости, и тогда её вполне можно назвать смыслом жизни.

(844 слова)

Сочинение заслуживает оценки «зачёт» как в целом, так и по каждому из параметров, значительно превышая при этом нижний уровень требований.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Выпускник глубоко раскрывает предложенную тему. Обращает на себя внимание оригинальная находка автора сочинения — воображаемая им галерея литературных образов, помогающих отвечать на вопрос задания.

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Выпускник обстоятельно аргументирует свои тезисы на основе двух литературных произведений. Уместное упоминание имён персонажей, микротем, значимых деталей, эпизодическое использование сжатого пересказа свидетельствует о хорошем знании текстов обоих произведений. Важным достоинством работы является умение выпускника осмысливать поставленную перед ним проблему сквозь призму литературного произведения, через его героев и события, а не просто аргументировать свои суждения ссылками на художественный текст. Избранный в сочинении путь использования литературного материала (анализ проблематики, сюжета, характеров) позволяет предположить, что идейно-тематическое содержание произведений более интересно и понятно выпускнику, чем их поэтика и её роль в выражении авторского замысла.

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Сочинение построено логично, выдержано соотношение между тезисами и доказательствами. Однако в четвёртом абзаце дважды повторяется мысль о том, что слово «мечта» плохо сочетается с образом прагматичного целеустремлённого дельца Чичикова (логическая ошибка).

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Работу отличает свободная точная речь, богатая и разнообразная как в лексическом, так и в синтаксическом плане. Отдельные речевые несообразности (например, неуместно употреблено прилагательное «личный» вместо «личностный» — неразличение паронимов, речевая ошибка) не снижают её общей высокой оценки.

Критерий №5 «Грамотность»

Работа не свободна от ряда ошибок. Например, нарушены правила падежного управления в словосочетании «достичь результат» (ср. «достичь результата», грамматическая ошибка). Подобные ошибки не снижают общего высокого уровня сочинения, они столь немногочисленны, что ни в какой мере не препятствуют выставлению оценки «зачёт» по данному критерию.

Сочинение №2

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Я выбрала именно эту тему, так как хочу рассказать о том, как человечество пагубно относится к своей родной природе.

«Любовь к своей родной природе — один из важнейших признаков любви к своей стране...». Это слова писателя К. Г. Паустовского говорят о природе, мы часто употрибляем слово «окружающая среда». Но ведь это такая бездушная фраза. Осазнание серьёзности экологической проблемы следует понимать каждому, чтобы не изуродовать землю, не навредить себе, не сгубить будущее, не обокрасть детей.

И многие писатели смело встали на страже природы нуждающейся в защитниках. Авторы, в своих произведениях говорят о важности общечеловеческих ценностей, например сострадание, чести, нравственности. Призывают нас бережно относится к нашей великой природе, думать о завтрашнем дне, не разорять то, что должно служить многим поколениям. Проблема экологическая, но и нравственая. Повторюсь, что осазнание её серьезности необходимо каждому. Поэтому Распутин в произведении «Прощание с Матёрой» передаёт свою тревогу. Писатель предостерегает против потребительского отношения к природе. Он видит, что человек — её часть и бо- иться за его судьбу. Писатель призывает спасать природу, начиная со спасения человека, стремится пре- влечь внимание к страдающим.

К примеру И. Б. Васильев защищая природу начал именно с человека. В романе «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой Егор Полушкин. Скромный, добрый Егор не находит отклика в окружающей среде. Ему противопоставлен другой герой — Фёдор Бурьянов. Он жестокий человек, способен безжалостно убивать старых собак. Не смотря на просьбу Егора, Фёдор все таки пристрелил Пальму. Он не мог не пристрелить. С Егором он тоже проявляет страшную жестокость. Егор Полушкин погибает, защещая природу, спасая дело своей жизни, о котором он искрено говорит: «А природа, она всё покуда терпит». Она молчком умирает, долголетно. Егор с болью осазнаёт как человек оторвался от земли, чувствует трагедию края, душой страдает. И еще Егор знает, что надо делать и делает своё дело по защите природы. Благодаря таким людям мир становится добрее и лучше.

Я считаю, что при всей огромности мира природы, она недостаточна защищенна, она нуждаеться в сильном и добром человеке. Все должны понимать: природа может погибнуть, а ведь мы её часть.

(305 слов)

Сочинение не относится к категории сильных работ, но в целом заслуживает оценки «зачёт»: объём сочинения достаточен, «зачёт» не может быть поставлен только по критерию №5.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Выпускник строит высказывание на основе связанных с темой тезисов, выбирая собственный аспект её раскрытия — размышление об отношении человека к природе. При этом тема была бы раскрыта более полно, если бы ученик точнее понял формулировку задания, где сделан акцент на личностном ракурсе («помочь тебе»). Однако автор сочинения раскрывает тему без учёта этого акцента (во вступлении он говорит не о себе и не о том, что лично ему дала литература, а в целом об экологической проблематике). Ощущается попытка использовать имеющуюся «заготовку» для раскрытия темы.

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Автор сочинения использует литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Более убедительной частью работы является размышление о романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»: сопоставлены два героя, даны отсылки к сюжету, сделаны общие выводы в соответствии с выбранным аспектом рассуждений. Упоминание повести «Прощание с Матёрой» сопровождается лишь самыми общими рассуждениями и не позволяет выявить знание учеником названного им произведения (нет элементов смыслового анализа текста).

В работе имеются фактические неточности, которые, однако, не приводят к существенному искажению литературного материала. Неверно указаны инициалы Б. Л. Васильева. Цитата из наследия К. Г. Паустовского приведена неточно: третье слово лишнее. Цитата из романа «Не стреляйте в белых лебедей» также оформлена неверно. (В кавычки должны быть взяты два предложения: «А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно».) Если ученик не уверен в точном воспроизведении высказывания или фрагмента текста, он может передать их основной смысл, используя косвенную речь или ссылку на автора.

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

В сочинении просматривается логика, тезисы ученика сопровождаются доказательствами.

Можно выделить несколько композиционных недостатков. Вступление представляется излишне пространным. В первой части работы есть неоправданные повторы мысли. Разговор о произведении «Прощание с Матёрой» неожиданно обрывается и автор сочинения без достаточной мотивировки делает переход к анализу произведения Б. Л. Васильева. Заключение слабо связано с содержанием работы.

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Выпускник в целом понятно выражает мысли, используя необходимую лексику и различные грамматические конструкции. Но следует отметить примитивность речи, наличие речевых штампов. В работе имеются речевые ошибки. Уже в первой фразе есть изъян: «...человечество пагубно относится к своей родной природе». При выборе слова «человечество» лучше не использовать оборот «своя родная природа». Оборот «окружающая среда» назван «бездушным», при этом автор сочинения в четвёртом абзаце сам неуместно использует его при анализе образа Егора Полушкина.

Критерий №5 «Грамотность»

В работе имеются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки (более 5 ошибок на 100 слов). Третья фраза требует разбивки на два предложения и исправления грамматической ошибки («это слова писателя... говорят о природе», «в каких неестественных и враждебных отношений» и др.). По данному критерию выставляется «незачёт».