Подготовка к ЕГЭ - материалы к сочинениям

В каких ещё стихотворениях русской литературы находит развитие критика и обличение действительности и в чём их сходство и различие с произведением В. В. Маяковского?

Выполняя задание, подчеркните, что в своей гротесковой лирике В. В. Маяковский опирался на традиции Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Однако появлению комических «гимнов» и «издевательств»

В.  В. Маяковского предшествовало богатое классическое наследие: блестящие пушкинские эпиграммы, лермонтовские гневные обличения, сатиры Н. А. Некрасова («Отрывок из записок графа Гаранского», «Псовая охота» и др.).

Рассмотрите, как некрасовская «Колыбельная песня» (перепев «Казачьей колыбельной песни» М. Ю. Лермонтова) обличает путь чиновника, «подлеца душой», чья деятельность основана на обмане, лжи, грабеже.

Покажите, как современник поэта С. Чёрный создаёт блестящие стихотворные фельетоны, обличающие бездарных литераторов, пишущих «животом, и ноздрёй, и ногами, и пятками». В книге «Сатиры» раздаётся его «бодрый смех», а политические «уколы» автора направлены против бюрократов, государственных деятелей, думающих только о своей пользе.

Отметьте, как жалеет сатирик, что «нет Чехова на свете», и в то же время радуется в стихотворении «Смех сквозь слёзы»:

Ах, милый Николай Василъин Гоголь!

Как хорошо, что ты не можешь встать...

Сатирические стихи О. Э. Мандельштама обращены к своему жестокому времени. В произведении «Мы живём, под собою не чуя страны...» представлен уничижительный гротесковый портрет «отца всех народов» и его «свиты»:

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

В баснях XX века звучат инвективы, обличающие общественные пороки (творчество С. В. Михалкова, создателя и редактора журнала «Фитиль», С. Я. Маршака). Яркие сатирические образы советской действительности встречаются в произведениях Б. Ш. Окуджавы («Антон Палыч Чехов однажды заметил...», «Римская империя времени упадка...»),

B.C. Высоцкого («Я Индию видел, Ирак и Китай», «Лукоморья больше нет», «Диалог у телевизора») и др.

Содержание этих стихотворений позволит вам сделать вывод о том, что изображение пошляков, подлиз, духовных мещан, жадных обывателей, жестоких государственных деятелей даёт поэтам возможность выразить субъективные переживания по поводу общественных и человеческих пороков.