Лирика существует на протяжении всей истории человечества. Первые деяния первобытных людей сопровождались обрядовыми и трудовыми песнями, появление самых ранних религиозных воззрений порождало гимнические стихи, а межплеменные и межродовые столкновения поддерживались военными песнями.
Несколько позже появляется интимная лирика, выражающая субъективные чувства отдельного человека. Вначале она связана со свадебными и похоронными обрядами, а также с прославлением наиболее сильных и удачливых воинов. Так рождаются «плач» (похоронная песнь), любовная песня, «славная песня» (прославление воина или «господина»).
Система литературных лирических жанров начинает складываться в период высокого Средневековья в творчестве провансальских трубадуров. В их лирике жанры уже соединяют и тематические, и формальные признаки. (Следует заметить, что вообще формализованные жанры — более древние. По существу, вся средневековая лирика тяготела к более-менее жёсткой формализации.)
В то время создаются альба (песня утреннего расставания влюблённых, в которой каждая строфа обязательно заканчивается словом «рассвет», «утренняя роса»), серена (песня вечернего свидания, его назначения или ожидания, где каждая строфа заканчивается словом «вечер», «вечерняя роса»), сирвента («служебная песня» — прославление своего господина и его деяний), тенсона (поэтический спор, диалог о сущности любви или поэтического творчества).
Но уже у трубадуров появляется достаточно свободный жанр без жёстких формальных ограничений. Это кансона. Буквально — «песня».
От создателя кансон не требовалось ничего, кроме поэтического мастерства (умения создать мелодический ритм, подобрать звучные рифмы, сохранить строфическую определённость, образно передать лирическое настроение и пр.), но не требовалось заданного количества строф, ограничений в количестве рифм или строк (стихов), то есть форма кансоны выглядела достаточно гибкой.
Свободным оставался поэт и в тематическом наполнении кансон. Он мог петь о любви к Прекрасной Даме, мог жаловаться на плохую погоду, сетовать, чувствуя приближение старости, и т.п. Главное требование к содержанию жанра — лирическое настроение, поэтическое его переживание.
Именно в лирике раньше всего рождается жанр без строгих признаков, стремящийся вобрать в себя наиболее важные родовые особенности. И это вполне объяснимо. Лирическое переживание мимолётно, смутно и иррационально. Иногда содержанием лирики становится как раз передача необъяснимого, немотивированного настроения. Такое чувство невозможно «уложить» в строгую форму: оно сразу же «упорядочится» и найдёт себе какое-то (часто совсем неверное) объяснение. Поэтому лирика с самого начала ведёт поиски «универсального жанра», способного вместить в себя все родовые признаки.
Система лирических жанров подвергается существенной корректировке в эпоху Возрождения.
И вновь система тяготеет к формализации со строгим перечислением количества строк, строф, повторений, рифм и пр. Рождаются рондель, рондо, секстина, вилланель, триолет, баллада1.
1 Рондель — формализованный жанр французской лирики, возникший в период Предвозрождения; три строфы, тринадцать стихов на 2 рифмах — ABBA — АВАВ — АВВАА, где первый стих повторяется как 7-й и 13-й, а 2-й как 8-й. Рондо — формализованный жанр французской лирики, возникший в эпоху Возрождения; имеет 15 стихов в 3 строфах, строящихся на 2 рифмах — ААВВА — АВВС — ААВ- ВАС, где С — нерифмующийся стих, повторяющий начальные слова первого стиха. Секстина — формализованный жанр провансальской лирики, использовавшийся в европейской поэзии эпохи Возрождения; 6 строф по 6 стихов, обычно без рифмовки, последние слова в последнем стихе завершают и каждую последующую строфу, также 1-й стих 1-й строфы повторяется как 2-й стих 2-й строфы, 3-й стих 3-й строфы и т.д.; при рифмовке строится на двух рифмах. Вилланель — формализованный жанр французской лирики, возникший в эпоху Возрождения; 6 строф с рифмовкой ABA — СВА — СВА — СВА — СВА — СВАА, где 1-й стих повторяется как 6-й, 12-й, 18-й, а 3-й как 9-й, 15-й и 19-й. Триолет — формализованный жанр европейской лирики, возникший во Франции в эпоху Возрождения; 8 стихов на двух рифмах АВАА АВАВ, где 1-й стих повторяется как 4-й и 7-й, а 2-й как 8-й. Баллада (французская) — формализованный жанр французской лирики, возникший из плясовой песни, состоит из 28 стихов на трёх рифмах; три восьмистрочные строфы + четырёхстрочная «посылка», последняя строка каждой строфы и «посылки» одинаковы (рефрен), система рифмовки строф — АВАВВСВС, «посылки» — ВСВС; этот лирический жанр не следует путать с балладой лироэпической.
Большинство этих жанров получили распространение лишь во Франции, в других же странах на протяжении последующих веков они появлялись нерегулярно в творчестве отдельных поэтов как свидетельство их поэтического мастерства (в России к ним обращаются А. П. Сумароков, А. А. Ржевский, А. К. Толстой, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв и др.).
Но один из формализованных жанров, рождённых в эпоху Возрождения, очень быстро распространился по всем европейским странам и занял достойное место в поэзии всех последующих веков вплоть до наших дней. Речь, конечно же, идёт о сонете.
Сонет — это лирическое стихотворение из четырнадцати стихов (строк), разделённое на четыре строфы: два четверостишия (катрена) и два трёхстишия (терцета). Оба четверостишия связаны общей рифмовкой (то есть в восьми строках должно быть только две рифмы), которая может быть перекрёстной или опоясывающей. Два терцета имеют свои рифмы (их три), и последовательность рифмующихся стихов определяется самим автором, причём рифмы в сонете обязательно должны быть точными и богатыми.
Сонет обязательно пишется пяти- или шестистопным ямбом. Другие размеры (метры) в сонете недопустимы. Но и это ещё не всё. Перед нами один из самых интеллектуальных лирических жанров.
Сонет получил распространение в Европе в XIV веке и строился по принципу классического силлогизма (умозаключения): тезис — антитезис — синтез. Проще говоря, сонет требует строгого распределения лирических высказываний автора по строфам: в первом четверостишии формулируется какое-то заявление, во втором — оно подвергается сомнению, затем в трёхстишиях следуют обобщение и вывод.
Сонет очень уважаемый в лирике жанр. Многие поэты, восхищённые им, создали даже особую разновидность: сонет о сонете. Они выражали в ней своё отношение к этому жанру. Таков, например, сонет А. С. Пушкина «Суровый Дант не презирал сонета...».
Мы сейчас говорили о «классическом сонете», но популярность этого жанра заставляла поэтов экспериментировать даже с этой строгой формой. Так, в Англии XVI века появился так называемый «шекспировский сонет», стихотворение из трёх четверостиший и двустишия со свободной рифмовкой.
Затем появился «усечённый» (или «обезглавленный») сонет из десяти строк: одно четверостишие и два трёхстишия, а потом и «сонет наоборот»: сатирическое произведение, в котором трёхстишия предшествуют четверостишиям.
Иногда к сонету добавляется дополнительный пятнадцатый стих (строка), который называется кодой.
Виртуозного владения техникой стиха требует создание «венка сонетов» — единого поэтического цикла из четырнадцати сонетов, объединённых пятнадцатым («магистралом»), в котором каждая строчка является первой строкой одного из предшествующих четырнадцати сонетов. В России «венок сонетов» написал, например, В. Я. Брюсов («Роковой ряд»).
Сонет требует особого поэтического мастерства, чувства формы, лирической гармонии. Но настоящему стихотворцу он открывает огромные возможности для выражения своего отношения к окружающему миру.
Менее строгим, но, тем не менее, формализованным жанром является ода, восходящая к античной поэзии Пиндара (Древняя Греция) и Горация (Древний Рим). Это торжественное лирико-ораторское произведение, написанное формализованными «одическими строфами» (десять строк с рифмовкой АВАВ—CCD—EED). Оды писались «на случай» («Ода на день восшествия... императрицы Елизаветы Петровны...» М. В. Ломоносова), «похвальные» («К Фелице» Г. Р. Державина, «Хвала человеку» В. Л. Брюсова); позже стали появляться «сатирические» оды («Вольность» А. Н. Радищева, «Деревня» А. С. Пушкина).
Кроме формализованных в лирике существуют и тематически-определённые жанры. Своеобразным «мостиком» между этими двумя группами оказываются «стансы» — лирическое стихотворение, каждая строфа которого заключает в себе законченную мысль (например, стансы А. С. Пушкина «В надежде славы и добра...»).
К неформализованным, но тематически определённым лирическим жанрам относятся «пастораль» («идиллия»), «эпистола» («послание»), «эпиталама», «эпитафия», «надпись», «эпиграмма», «мадригал», «элегия», «песня».
В XVIII веке и в начале XIX века большой популярностью у поэтов пользовались «пастораль» (или «идиллия») — лирическое стихотворение, описывающее идеализированные чувства счастливых селян (пастухов и пастушек), а также «эпистола» («послание») — стихотворение в форме письма, обращённого к определенному лицу или группе лиц («В Сибирь» А. С. Пушкина и «Ответ» А. Н. Одоевского).
Эпиталама — свадебная песнь, прославляющая жениха и невесту. Этот жанр уже в XIX веке стал непродуктивным.
А вот «мадригал», пришедший на смену «похвальной оде», достаточно регулярно появлялся в творчестве разных поэтов на протяжении всего XIX столетия. Это небольшое лирическое стихотворение, прославляющее кого-либо. От похвальной оды мадригал отличается не только объёмом, но, главным образом, интимностью, естественностью восхищения («Мадригал полковой даме» Н. С. Гумилёва).
В XVIII и XIX веках поэты любили ёмкие жанры: «надписи», «эпитафии» и «эпиграммы». Надписи были двух видов: «к портрету» и «в альбом». Первые содержали краткую характеристику мужчин, вторые — женщин. В обоих случаях предполагались похвала, подчёркнутость положительного отношения к адресату. Вот, например, надпись «К портрету И. И. Дмитриева» Н. М. Карамзина:
Поэт, министр и друг, я всё тремя словами
О нём для похвалы и зависти сказал.
Добавлю, что чинов и рифм он не искал, —
И рифмы и чины к нему летели сами.
Если же небольшое стихотворение содержало насмешку над кем-либо или чем-либо, получалась «эпиграмма». Этот иногда ироничный, а иногда и очень язвительный жанр дожил до наших дней, не утратив ни своей популярности, ни остроты (эпиграммы А. Ахматовой или В. Гафта).
До середины XIX века продуктивным оставался и жанр «эпитафии» — стихотворной надгробной надписи. В наши дни он ещё появляется иногда из-под пера отдельных поэтов, но сегодня это уже явно непродуктивный жанр.
Удивительная судьба сложилась ещё у двух лирических жанров, получивших развитие с XVIII столетия. Первый из них — «песня». Песня появилась как стихотворение, навеянное какой-то популярной мелодией («Среди долины ровныя...» А. Ф. Мерзлякова), или, реже, предполагалось, что оно непременно будет положено на музыку («Казачья колыбельная» М. Ю. Лермонтова). Почти в неизменном виде этот жанр дожил до наших дней.
Второй, чрезвычайно популярный в конце XVIII и в XIX веках жанр — «элегия». Это лирическое стихотворение, выражающее в основном грустное, задумчивое настроение и содержащее в себе обязательные элементы медитации и рефлексии (философское размышление и самоанализ).
Выдающимся мастером элегии был замечательный русский поэт Е. А. Баратынский. В XX веке поэты очень часто создавали элегии, но очень редко соотносили свои творения именно с этим жанром.
Вообще на протяжении трёх столетий (с XVIII по XX век включительно) происходил процесс размывания границ между лирическими жанрами. Вспомним жанр средневековой кансоны. Именно с него началось развитие тенденции, которая не могла не привести к лирическому универсализму. Если классицизму с его строго нормативной жанровой системой ещё удавалось сдерживать размывание границ лирических жанров, то в XVIII веке этот процесс становится необратимым. Всё чаще и чаще появляются лирические произведения, которые невозможно отнести к традиционным жанрам. Термин «лирическое стихотворение» фиксирует появление некоего универсального жанра, чьи границы размыты настолько, что не могут быть зафиксированы по форме или по содержанию.
Появляются и очень нечёткие способы классификации «лирических стихотворений»: «интимная лирика», «патриотическая лирика», «медитативная лирика», «пейзажная лирика». Это более чем условная классификация. Разве стихотворение А. С. Пушкина «Кавказ» можно однозначно отнести к пейзажной лирике, ведь в нём есть и медитация, и патриотизм, и интимность?
Само стремление поэтов освободиться от жанровой определённости в лирике вполне понятно и естественно. Творец должен оставаться свободным в способе установления эмоциональных отношений с читателем. Показателем его поэтического мастерства является результат. К тому же ничто не мешает стихотворцам обращаться и к старым добрым определённым жанрам. Ведь и сегодня живут сонеты, эпиграммы и элегии. Поглотит ли их «лирическое стихотворение» или нам предстоит увидеть рождение новых лирических жанров — это может показать только время.