Художественные эксперименты социалистических реалистов и модернистов не поколебали устойчивости творческих принципов представителей двух ведущих художественных систем. В XX столетии появилось множество великих произведений писателей-реалистов. Творчество В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, Ф. А. Абрамова, А. И. Солженицына, Э. Хемингуэя, Б. Шоу, Д. Голсуорси и других убедительно продемонстрировало жизненность реалистического метода. Попытки «сбросить Пушкина с корабля современности» или противопоставить «новый роман» роману реалистическому не привели к «революционному» обновлению литературы. Напротив, они лишь показали значение истинных ценностей в сравнении с ценностями преходящими.
Известных успехов достигали в XX веке и писатели-романтики. Наряду с произведениями, следующими принципам романтизма XIX века (М. А. Булгаков, А. де Сент- Экзюпери, В. Орлов), появляются произведения, которые открывают новое литературное направление, входящее в романтическую художественную систему.
У истоков этого направления, получившего название «фэнтези», стоит Дж. Р. Р. Толкиен, автор «Повелителя колец» — грандиозного философского мифа об истинных и мнимых человеческих ценностях.
Ещё в начале прошлого века немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал о необходимости «новой мифологии». Мечта философа-романтика реализовалась в XX столетии, когда возникающие перед человечеством глобальные проблемы стали рассматриваться писателями на примерах условных, фантастических миров, создаваемых творческим воображением авторов.
Если Дж. Р. Р. Толкиен концентрирует внимание на проблеме философского осмысления добра и зла как основы системы ценностей человечества, то Р. Желязны в «Хрониках Эмбера» исследует природу политической власти и её соотнесённость с общечеловеческими нравственными ценностями, а Э. Мак-Кефри в «Хрониках Перна» создаёт величественный экологический миф, утверждающий современные принципы взаимоотношения людей с окружающей природой.
Самое главное
Поступательное развитие литературы внутри цивилизации называется литературным процессом. Творческий метод — это основные принципы оценки, отбора материала и воспроизведения художественного мира произведения, где оценка — это концепция мира и человека, лежащая в основе мировоззрения автора, отбор — способ типизации, изображения общего в конкретном художественном образе, а воспроизведение — система художественных приёмов и средств, используемых автором (поэтика). Методы бывают продуктивными и непродуктивными. На основе продуктивных методов образуются художественные системы (классицизм, романтизм, реализм, модернизм). Непродуктивные методы образуют литературные направления (барокко, сентиментализм, натурализм, социалистический реализм).