Художественный мир лирического стихотворения может быть неустойчивым, его границы смутно различимы, как зыбки и трудноуловимы переходы между человеческими чувствами. А ведь именно чувства и впечатления призвана выражать лирика.
Следует знать, что в лирическом стихотворении художественные образы группируются не вокруг основного конфликта, развитие которого определяет ход повествования, а организуются с помощью ритма и особых приёмов построения поэтической речи. Для лирического стихотворения основными элементами создания художественного образа являются поэтическое слово, метр, рифма и строфа.
Известно, что слова в русском языке имеют чаще всего одно ударение и делятся на слоги. «Просодия1 выражается в расположении «акцентов» внутри слова и характере этих акцентов. Обычно наиболее мелкой просодической единицей является слог»2, — подчеркивал Б. В. Томашевский. Чередование ударных и безударных слогов, а также паузы между словами делают нашу речь ритмичной. Но это свободный, немелодичный ритм. Стихи отличаются от прозы мелодическим ритмом. Каким образом он возникает? Попробуем разобраться.
Русский язык гибок и богат. Много хитростей он приготовил поэтам: и ударение подвижно (зима — зимы — зимовать), и служебная часть речи иногда может «забрать» у слова ударение (тяжко на сердце)3, а в сложных словах вдруг появляется дополнительное ударение (светло-карие очи).
Понятием метр определяется ритм стихотворения. Итак, стихотворный ритм отличается от прозаического своей музыкальностью. Именно метр создает в каждом произведении свою особенную музыку стиха. «Если музыка возникла из пения, то стихотворство, размер — из связи слова с пением»4, — отмечал А. А. Потебня.
1 Просодия — раздел стиховедения, классифицирующий метрические элементы языка.
2 Томашевский Б.В. Стих и язык // Стиховедение. Хрестоматия. — М., 2002.
3 В теории стихосложения существуют понятия проклитики — переноса ударения с ударного слова на следующее за ним безударное (я помню, мы шли, передо мной и т.п.) и энклитики — переноса ударения с ударного слова на предшествующее безударное (на пол, за ногу и т.п.).
4 Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976.
Об этом же писал и В. Е. Холшевников: «Стихи счастливо сочетают свойства музыки и прозаической речи»1.
1 Холшевников В. Е. Что такое русский стих // Стиховедение. Хрестоматия. — М., 2002.
Ритмическая система русского стихосложения (её называют силлабо- тонической) основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Стихом называется одна строка стихотворения, а само слово «стихотворение», следовательно, означает «произведение, состоящее из стихов».
Поэт может так подобрать и расположить слова, что ударные и безударные слоги будут чередоваться в правильной последовательности. Например, ударный слог будет следовать за безударным или наоборот. А может получиться так, что между ударными слогами постоянно будут находиться два безударных слога. В русском стихосложении есть пять основных вариантов сочетания ударного слога с безударным.
Повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в строке называется стопой. Ударный слог обозначается значком безударный — значком
В русском силлабо-тоническом стихосложении пять основных стоп:
Как видите, стопа может состоять из двух слогов (ямб, хорей) или трёх (дактиль, амфибрахий, анапест). В скобках указано название стихотворного метра (размера). Он может быть двусложным /и-/ или трёхсложным /и-и/.
При определении метра стихотворения учитывается не только порядок ударений, но и количество стоп в стихе. Оно находит отражение в названиях, например: четырёхстопный ямб, трёхстопный хорей.