РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СТИХА
Античная система стихосложения строилась на различении звуков по долготе (долгие и краткие), ритм стихотворений задавался упорядоченным чередованием слогов с долгими и краткими гласными звуками.
В силлабической системе стихосложения ритмический рисунок стихотворений создавался на основе равного количества слогов в стихотворных строках.
В тонической системе стихосложения метр определяется равным количеством ударений в строках произведения.
Силлабо-тоническая система стихосложения основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов.
Основные элементы создания художественного образа лирического произведения: поэтическое слово, метр, рифма и строфа.
Понятием метр определяется ритм стихотворения. Итак, стихотворный ритм отличается от прозаического своей музыкальностью.
Ритмическая система русского стихосложения (её называют силлабо-тонической) основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Стихом называется одна строка стихотворения.
Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в строке. Ударный слог обозначается значком ; безударный — значком
. В русском силлаботоническом стихосложении пять основных стоп:
(ямб);
(хорей);
(дактиль);
(амфибрахий);
(анапест).
Стопа может состоять из двух слогов (ямб, хорей — двусложные размеры) или трёх (дактиль, амфибрахий, анапест — трёхсложные размеры).
Двусложные метры стиха
При определении метра стихотворения учитывается не только порядок ударений, но и количество стоп в стихе. Оно находит отражение в названиях, например: четырёхстопный ямб, трёхстопный хорей.
Ямб. В ямбической стопе ударение падает на второй слог:.
Пример:
(Б. Л. Пастернак. «Ночь»)
Это трёхстопный ямб.
Хорей. В хореической стопе ударение падает на первый слог:.
Пример:
(А. А. Блок. «Глушь родного леса...»)
Это трёхстопный хорей.
В русском стихосложении стопа ямба в строке стихотворения может повторяться обычно от двух до шести раз, стопа хорея — от трёх до шести раз.
Трёхсложные метры стиха
Дактиль. Дактилическая стопа состоит из трёх слогов, из которых ударным является первый:
Пример:
(Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса»)
Это четырёхстопный дактиль.
Амфибрахий. В стопе амфибрахия ударение падает на второй слог:.
Пример:
(Ф. И. Тютчев. «Листья»)
Анапест. В анапестической стопе ударение падает на третий слог:.
Пример:
(И. А. Бунин. «Отчего ты печально, вечернее небо...»)
Рифма
Рифма — созвучие частей стихов.
Мужская рифма — с ударением на последнем слоге рифмующихся слов.
Женская рифма — ударение падает на предпоследний слог конечного в строке слова.
Дактилическая рифма — ударение падает на третий от конца строки слог.
Рифмовка
Парная (смежная) рифмовка — соединение созвучных строк парами.
Перекрёстная рифмовка — соединение созвучных строк через одну.
Кольцевая (опоясывающая) рифмовка — соединение созвучных строк, при котором две из них охватывают другую пару.
Свободная рифмовка — объединение не только двух, но трёх и более созвучных строк при свободном их чередовании с другими.
Строфа
Строфа — части стихотворения, связанные общими рифмами.
Строфы могут состоять из двух, трёх, четырех, пяти, шести, семи, восьми и более строк (до четырнадцати в русском стихосложении).