Домашняя работа по литературе за 5 класс

Устное народное творчество

Иван — крестьянский сын и чудо-юдо

К стр. 38—39

1. Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».

2. Старик и старуха, родители трех сыновей, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить».

3. В сожженной деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что чудо-юдо уже все ближние царства разорил, разграбил, людей лютой смерти предал. Поняли братья, что не напрасно они покинули землю: нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.

4. Старший брат первым пошел в дозор и заснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вегу пил с ним в бой и победил его.

Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану — крестьянскому сыну было сложнее сражаться во вторую ночь, потому что у чуда-юда было уже девять голов. Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю, и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и все же заснули. Спас Ивана от гибели верный конь, который отвлек внимание чуда-юда о двенадцати головах.

5. В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «молод он еще, чтобы на бой идти». Старушка в деревне говорит братьям: «Добрые молодцы!» Чудо-юдо и змеиха называют его «Иван — крестьянский сын». В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном — крестьянским сыном. Иванушка — это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение «Иван» — уважительное, а «Иван — крестьянский сын» похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили — Иван Петров сын). Обращение по имени и отчеству надо было заслужить.

Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.

6. В сказке раскрываются разные черты характера Ивана. Сначала он проявляет решимость не остаться дома, а идти на бой со старшими братьями, затем во время боев он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью. Он узнал о замыслах змеевых жен. «Кто предупрежден, тот вооружен!» — говорит пословица.

7. Если рисовать картины боев Ивана — крестьянского сына, то они будут очень мрачными, зловещими. Ночь. Луны и звезд нет. Только вдалеке светится окошко в избушке, где спят братья. На небе тучи, дует ветер. Вспыхивают молнии. В свете молний блестит меч Ивана и летят искры из отрубленных голов чуды- юды. Свистит чудо-юдо, и сверкает у него огненный палец.