Домашняя работа по литературе за 5 класс

Из рассказов о сказочниках

Обогащаем устную речь

К стр. 46

1. Ровная, неторопливая манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных. В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудес не происходит. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного, почувствовать смешные и поучительные стороны сказочной истории.

2. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему. Д.С. Асламов стремиться к точности повторения сказки, даже репетирует ее перед сеансом. Ф.И. Зыков обращал внимание на точность диалогов.

Другие сказители, например А.К. Новопольцев и А.К. Барышникова, самостоятельно вносили в сказку «потешные элементы», вводили ритм, рифму.

Сказительница Н.О. Винокурова стремилась инсценировать сказку, описать место действия, ввести в рассказ песню.

3. При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой, и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности героев, выразить свое отношение к ним.

5. Разговорные слова: обзывать, классный.