Из русской литературы XIX века
Свинья под дубом
Фонохрестоматия
Стр. 64
1. Актер прекрасно передал авторское отношение к персонажам этой басни. Голос Ворона очень похож на голос автора, потому что он здесь выполняет схожую роль. Голос Свиньи высокий, со срывами, неприятный. Голос Дуба низкий, с оттенками сожаления.
К стр. 65
1. Басня «Свинья под Дубом» иносказательно, аллегорически описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни Дуба, то есть разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит поговорка «рубить сук, на котором сидишь».
Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не умеют разговаривать. В действительности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корни у дуба.
2. Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, недалекая, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном удовольствии.
3. Мораль басни заключена в последних четырех строчках:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль этой басни можно использовать, когда нерадивый ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.
4. Я согласен с тем, что в этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция свиньи, которая в безразличии не желает понять, откуда берутся желуди:
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».