Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Борис Леонидович Пастернак

Вопросы и задания к стр. 207

2. Ощущение истории

Авторы учебника предлагают нам, опираясь на вступительную статью, рассказать, каковы взгляды Б. Л. Пастернака на историю. Но в этой статье нет материала, который помог бы ответить на вопрос.

Однако мы можем увидеть другую тему: дело в том, что Пастернак воспринимал жизнь как «становящуюся историю» (стр. 182). Будучи уже зрелым человеком, Пастернак стал современником великих исторических событий: революции 1917 года, Гражданской войны, коренного переустройства общества. Он остро ощущал, что вся жизнь переворачивается, и бытовые на первый взгляд события влекут за собой огромный следствия. В. И. Коровин во вступительной статье пишет: «...каждое событие обыденности тотчас становилось историческим и вечным».

Тогда же у Пастернака сложилось убеждение, что мир устроен гармонично и в то же время динамично, что благо приносят только те перемены, который происходят естественным образом — как в природе, так и в истории, «что их законы сами всё сделают наилучшим образом» (стр. 182-183).

В письме Максиму Горькому Пастернак в связи с работой над историко-революционными поэмами «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт» писал об открывшемся ему ощущении истории. От определял свою задачу как поэта так: «.. .революционную тему <...> взять исторически, как главу меж глав, как событие меж событий», уловить «существо истории, заключающееся в химическом перерождении каждого её мига».

Интересно, что в сюжетной основе поэты о лейтенанте Шмидте лежит не его революционная деятельность, а любовная трагедия: таким образом Пастернак уравнивает силы истории и природы.

Позже, в процессе создания романа «Доктор Живаго», у Пастернака возникает мысль об истории «как о второй вселенной, воздвигаемой человечеством в ответ на явление смерти с помощью явлений времени и памяти». Эта мысль в романе выражена устами одного из персонажей (Н. Веденяпин).

2. Стихотворение А. А. Ахматовой «Поэт»

Стихотворение А. А. Ахматовой «Поэт» имеет подзаголовок «Борис Пастернак» и датировано 19 января 1936 года. Процитируем его полностью:

Он, сам себя сравнивший с конским глазом,

Косится, смотрит, видит, узнаёт,

И вот уже расплавленным алмазом

Сияют лужи, изнывает лёд.

В лиловой мгле покоятся задворки,

Платформы, брёвна, листья, облака.

Свист паровоза, хруст арбузной корки,

В душистой лайке робкая рука.

Звенит, гремит, скрежещет, бьёт прибоем

И вдруг притихнет, — это значит, он

Пугливо пробирается по хвоям,

Чтоб не спугнуть пространства чуткий сон.

И это значит, он считает зёрна

В пустых колосьях, это значит, он

К плите дарьяльской, проклятой и чёрной,

Опять пришёл с каких-то похорон.

И снова жжёт московская истома,

Звенит вдали смертельный бубенец...

Кто заблудился в двух шагах от дома,

Где снег по пояс и всему конец?

За то, что дым сравнил с Лаокооном,

Кладбищенский воспел чертополох,

За то, что мир наполнил новым звоном

В пространстве новом отражённых строф, —

Он награждён каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

А он её со всеми разделил.

Позже были написаны ещё три стихотворений, посвящённые Пастернаку. Их Ахматова включила в цикл «Венок мёртвым». Вот второе из этих трёх стихотворений:

* * *

Как птице, мне ответит эхо.

Б. П.

Умолк вчера неповторимый голос,

И нас покинул собеседник рощ.

Он превратился в жизнь дающий колос

Или в тончайший, им воспетый дождь.

И все цветы, что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо на планете,

Носящей имя скромное... Земли.

1 июня 1960

4. Темы стихотворений Пастернака (включённых в учебник)

 

«Во всём мне хочется дойти... »

Задача поэта — постичь глубину жизни и «свойства страсти», суметь изобразить их в слове.

«Красавица моя, вся стать...»

Женская красота будет любовь, и любовь хочет выразить себя в возвышенной поэзии, потому что «тут», в мире, где господствует быт, такая любовь «с трудом выносится». Законы красоты вечны.

 

«Перемена»

Стихотворение имеет христианские корни. В православной традиции бедность не презираема, а уважаема. Но мир изменился: «времени коснулась порча», бедность стали презирать, «горе возвели в позор». Встать на такую позицию, по мысли Пастернака, значит, «потерять человека». Изменения в общественном мировосприятии неизбежно касаются и отдельного человека, и поэт заключает: «Я человека потерял / С тех пор, как всеми он потерян».

 

«Весна в лесу»

Яркое, образное изображение поздней весны.

 

«Быть знаменитым некрасиво»

Программное стихотворение Пастернака. Поэт однозначно провозглашает целью творчества самоотдачу, призывает принимать жизнь во всей её полноте, не навешивая ярлыки сиюминутных оценок на те или иные события: жизнь многолика, и то, что казалось поражением, может обернуться победой. Жизнь в слиянии с природными законами поможет человеку привлечь к себе «любовь пространства», но закон нравственный является одним из главных условий естественности. В полной мере живым человек может быть только тогда, когда он не поступается своей совестью. «не отступается от лица».

5. Пастернаковское восприятие жизни

В. Ф. Асмус писал: «В основе пастернаковского восприятия жизни лежала многосторонняя, все грани человека охватывающая и на редкость обострённая восприимчивость. Прежде всего — к нравственным впечатлениям. И наряду с ними — к их чувственным проводникам: краскам, звукам природы и музыкального искусства, к словам, их смыслу и данным в них воплощениям мысли и чувства».

Чтобы нам, читателям, адекватно воспринимать стихи этого поэта, надо развивать в себе умение воспринимать мир во всех его ипостасях.

6. Задача искусства

Единственной задачей искусства Пастернак объявлял правду.

Поэт писал: «Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно — губка». Искусство должно впитывать жизнь и изображать её, опираясь на принцип «намеренной свободы». В общей же концепции творчества Пастернака моральные категории всегда преобладали над социальными. Он стремился к таким отношениям, где властвует «искренность и честь». А честь для него была неразрывно связана с понятием духовной свободы.

Будьте внимательны к слову (к стр. 207)

1. Строки стихотворений Пастернака

«Быть знаменитым некрасиво. / Не это подымает ввысь» — начало одноимённого стихотворения. «Подымает ввысь» — значит делает человека духовно красивым. Соответственно, знаменитость не тождественна духовной красоте.

Следующая строфа этого стихотворения начинается словами: «Цель творчества — самоотдача, / А не шумиха, не успех». Здесь Пастернак предельно прям и ясен в выражении свой позиции. Слова не требуют комментариев.

В последней строфе звучат слова, которые поэт обращает к самому себе: «И должен ни единой долькой / Не отступаться от лица». «Отступиться от лица» — поступиться своей честью. «Ни единой долькой» — не пойти на компромисс с совестью даже в самой маленькой мелочи.

«Во всём мне хочется дойти / До самой сути» — первые строки одноимённого стихотворения. Мысль Пастернака предельно обнажена: дойти до сути — познать причины явлений, истоки мира. Следующие за тезисом строки стихотворения прекрасно раскрывают идею поэта.

2. Создание образа

В стихотворении «Весна в лесу» поэт создаёт образ простой в своих проявлениях, ясной красоты природы.

Стихотворение построено с помощью излюбленного художественного приёма Пастернака — метонимии.

Если основой поэзии такого автора, как Есенин, можно назвать метафору — связь по сходству, то у Пастернака главенствует метонимия — связь по смежности. При метонимии мы не видим сразу прямой связи между деталями, описываемыми автором, но потом нам становится явственным их единство, общность подробности и целого.

В стихотворении «Весна в лесу» мы видим отдельные картины: вот курица с петухом на дворе, вот дорога, покрытая ледяной корой. Дорога приводит в лес, где снег покрыт «еловым мусором», а там, куда проникают лучи солнца, — проталины. А от проталин, залитых водой, отражающих солнце, взгляд поднимается к небу, откуда льётся тепло и свет. Таким образом, оказываются связаны, словно цепочкой, курица с петухом на дворе — и небо.

Мы видим, что метонимия — основа этого стихотворения.

В то же время поэт использует множество художественных приёмов.

«Отчаянные холода»: необычный эпитет «отчаянные», словно с помощью этих холодов зима хочет задержаться подольше на земле.

«Весна позднее, чем всегда, / Но и зато нечаянней»: строки создают ощущение антропоморфности фигуры весны: так можно было бы сказать о женщине, которая задерживается.

«С утра амурится петух...»: Пастернак употребляет авторский неологизм «амурится».

«Лицом поворотясь на юг, / Сосна на солнце жмурится»: олицетворение.

«...Дороги сковывает лёд / Корою почернелою»: метафора.

«Водою с солнцем пополам / Затоплены проталины»: метафора: солнце, отражающееся в лужах, словно затапливает пространство, как вода, в которой оно отражается.

«И небо в тучах как в пуху...»: сравнение.

«...Над грязной вешней жижицей...»: сочетание «низкого» эпитета «грязный» с традиционно «высоким» эпитетом «вешний» в применении к просторечному слову «жижица».

Пастернак использует просторечные слова, выражения, не традиционные для поэтической речи: «нет прохода курице», сосна «жмурится», «в лесу еловый мусор, хлам», «над грязной вешней жижицей», небо «застряло в сучьях». Употребление этих слов делает образ весны по-домашнему простым, близким, осязаемым и по-родственному понятным для читателя.