220 сочинений по репродукциям картин по русскому языку

6 класс

Сочинение по картине Т. Яблонской «Утро»

Вариант 1

План:

1.  Общее настроение картины.

2.   Композиция и художественные приемы.

3.   Связь картины с эпиграфом.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод...

Это все — весна.

А. А. Фет

Многие картины Татьяны Ниловны Яблонской, художницы, пишущей в стиле реализма и соцреализма, отмечены особым, присущим только им настроением. Сами по себе ее простые пейзажи, портреты и натюрморты, на которых ничем не примечательные предметы, могут казаться бесхитростными и простоватыми. Однако в каждом произведении заключена особая красота простой жизни, которая способна пленять, дарить особое настроение, надолго оставаясь в памяти. К таким творениям художницы относится картина под названием «Утро».

Эта картина несет в себе особый заряд свежести и бодрости, дарит ни с чем не сравнимое настроение радости новому дню. Помогают достичь такого эффекта и краски — светлые, солнечные и наоборот, глубокие и темные, и сама композиция полотна. Полотно по-своему поэтичное, чем-то напоминающее стихотворение-хокку: в краткой и лаконичной форме изображено подсмотренное у природы, сиюминутное и быстротечное. Несомненно, данная работа является знаковой для художницы, эту знаковость признавала как сама Яблонская, так и многие исследователи ее творчества.

«Утро» — картина-портрет. Произведение изображает девочку, по-видимому, только что вставшую с постели и делающую утреннюю зарядку. Двери на балкон распахнуты, на полу — блики солнечного света. Картина пропитана ощущением прохлады, веющей с балкона, теплого, нагретого солнцем пола, запаха утренней свежести. Кажется, что где-то негромко играет радостная, бодрая музыка — вероятно, что именно с ней девочка выполняет ежедневный ритуал — делает утреннюю гимнастику.

Композиция картины предельно проста. Полотно четко разграничено на передний и задний планы, при этом значимыми являются оба плана. В центре картины изображена фигура девочки в белой майке и темных спортивных трусиках. Образ девочки динамичен, фигура запечатлена в движении: она тянет руки вверх, словно потягивается. Глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков, яркими пятнами пляшущие на паркете. Динамичность и стремление этой фигуры подчеркнуто контрастом с массивными и статичными предметами мебели — кроватью, столом.

В композиции полотна нет надуманности, нарочитости — все образы жизненны и легки. Возникает ощущение того, что зритель является невольным свидетелем происходящего. Комната словно наполнена свежим ветром и солнцем — этот эффект достигнут высоким потолком, легким, стремящимся ввысь подъемом арки балконной двери, теплыми красками предметов интерьера.

Цвета теплые, сочные и яркие — они привносят особое ощущение радости, торжественности. Светло: желтые солнечные стены, теплые оттенки коричневого и оранжевого — дерево кровати и пола. Теплота и свежесть этих цветов оттеняется насыщенными темными и холодными цветами — глубокого синего цвета скатерть на столе, темная школьная форма девочки, насыщенная зелень комнатных растений, обрамляющих проемы балконной двери и окна. Ярким пятном выделяется алый пионерский галстук, перекинутый через спинку стула. Благодаря этой детали мы можем предположить, насколько молода девочка.

Помимо приемов контраста, при котором композиционно противопоставляются динамичные и статичные образы, а также теплые и холодные тона, художница использовала прием контражура. При нем основные источники света располагаются вне зоны видимости, за задним планом картины. Яркий, но мягкий солнечный свет, проникая сквозь высокую арку балкона, освещает комнатные растения, подсвечивая сзади часть листьев. При этом возникает интересный зрительный эффект горящей в солнечных лучах листвы. Контраст освещенных и неосвещенных темных участков растений создает ощущение колыхания на ветру, движения и статичности, подчеркивающее общие принципы композиции картины.

Произведение лаконично и сдержанно: на полотне минимум деталей, при этом они органично вписываются в общую концепцию. Это декоративная тарелка на стене, украшенная изображением канареек, белый узорчатый кувшин на столе, тарелка с завтраком. Детали, словно некие актеры, прекрасно играют свою роль, поддерживая принципы контраста. Контраст возникает как по цветовым характеристикам (насыщенные цвета стены и скатерти и белый фон посуды), так и по фактурным (контраст между однотонной поверхностью и поверхностью с рисунком). Таким образом небольшие нюансы не утяжеляют композицию полотна, не отвлекают от главного образа — легкой и тоненькой фигурки девочки.

Эпиграф, выбранный мной, неслучаен. Несмотря на то что текст стихотворения несколько не соответствует образам картины, общие настроения очень схожи. Мы не можем утверждать, какое время года на улице, однако ощущение чего-то нового, весеннего, легкого неуловимо присутствует в картине.

Гармония стихотворного текста и гармония живописных образов тесно переплетаются между собой, образуя единое полотно. Общее настроение, мажорное и приподнятое, заставляет прочувствовать образы солнечного утра, хорошей погоды, радости и ликования природы и человека.

Особым доводом к выбору именно этого стихотворения послужил возраст героини картины. Ведь молодость также, по сути, является весной — весной человека, яркой, легкой и стремительной. Девочка на полотне напоминает весеннюю птичку — широко раскинув крылья-руки и прикрыв глаза, она словно бы стремится слиться с ветром и солнцем, вобрать их в себя и взлететь в ясную синеву неба.

Картина привлекла меня своими незабываемыми, простыми и трогательными образами. Ведь радостное настроение, ощущение свободы и счастья, яркие теплые краски, зелень и мягкий солнечный свет, а также молодость и гармония — это все и является особенным весенним настроением, живущим в сердце каждого из нас.

Вариант 2

Творчество российской художницы Т. Н. Яблонской отличается поэтичностью, откровенной искренней любовью к жизни, к человеческому существованию. Ее картина «Утро» — олицетворение бодрости, свежести, открытости чему-то новому.

Изображенная на картине девочка лет одиннадцати с радостью и воодушевлением начинает новый день. Девочка только проснулась — слева мы видим еще не застеленную деревянную кровать — и начинает свое утро с зарядки. Ее волосы заплетены в косы, на ней белая майка и черные спортивные трусы. Героиня картины грациозна, пластична. Ее стройная, подтянутая фигура свидетельствует о том, что она не ограничивается только утренней зарядкой, а занимается каким-либо видом спорта. Справа от нее стул, на котором аккуратно сложена одежда, что говорит об опрятности девочки, ее привычке к порядку. На спинке стула висит красный галстук — героиня картины пионерка.

На переднем плане картины художник изобразил круглый стол, накрытый сине-желтой скатертью. На столе — завтрак девочки: светлый с темным рисунком кувшин с молоком, тарелка, на которой лежит булочка, прикрытая салфеткой.

В комнате, где живет героиня картины, высокие потолки, потому и балконная дверь, которую художник изобразил открытой, начинается от самого пола и заканчивается в виде арки очень высоко. Открытая дверь на балкон приносит в комнате свежесть утреннего воздуха, что буквально физически ощущаем мы, зрители картины.

Рядом с балконной дверью находится окно комнаты, на подоконнике — цветок резеды. Между балконной дверью и окном на стене прикреплено кашпо с вьющимся цветком. Цветок разросся настолько, что полностью огибает арку балконной двери и арку окна. Те листья резеды, которые освещены солнечным светом, кажутся нам золотыми, те же листья, которые остались в тени, насыщенного зеленого цвета. Под кашпо с цветком на стене висит эстамп, на желтом фоне которого изображены птицы и цветы в сине-белых тонах.

Стены комнаты девочки оформлены в теплых светло-желтых тонах. Маленькая аккуратная хозяйка позаботилась о паркетном поле: темно-коричневый, начищенный до блеска, в лучах утреннего солнца он отражает фигуру девочки.

Полотно «Утро» призывает радоваться прекрасному, молодости, красоте, наступлению нового дня, которое непременно несет ожидание чего-то лучшего, волнующего. Такое впечатление от картины возникает у нас благодаря искусству художника владеть сложной техникой светопередачи. Она с подлинным мастерством передала вторжение утра с его ярким солнцем и прозрачным воздухом в комнату своей героини.