220 сочинений по репродукциям картин по русскому языку

7 класс

Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»

Вариант 1

План:

1.     Константин Федорович Юон — художник-пейзажист.

2.     Сюжет и композиция картины «Конец зимы. Полдень».

3.     Значение эпиграфа.

Весна — и гул, и блеск, и аромат...

Зачем мороз снежинки посыпает?

Наряд весны нежданно стужей смят,

А сад еще весной благоухает.

И. В. Северянин

Константин Федорович Юон (1875—1958) — яркий российский художник, замечательный мастер пейзажа. В творчестве Юона прослеживаются черты символизма и модерна, характерных для России начала — середины XX столетия. Но при этом гораздо более характерны для художника четкие натурные пейзажи, отличающиеся реалисти88 чностью изображения природы. Для творчества Константина Юона свойственны сюжеты, связанные с типическими чертами национального ландшафта, древностями.

Творческий успех к Юону пришел достаточно рано. Картины его были замечены еще на ученических выставках художника. Художник оставил множество работ различных направлений. Он работал в живописи, графике, был театральным художником. Юон писал портреты, тематические картины, но истинным призванием его стала пейзажная живопись. Именно пейзажи Юона отличаются неповторимой красотой, удивительным мастерством. В работах художника отразился ряд принципов французских импрессионистов, но принципы эти легли на русскую, национальную почву. Юон любил декоративность и красочность русской старины, что можно заметить в его работах. С огромным удовольствием мастер изображал радость и красоту в жизни и природе, солнце и снег, яркие народные одежды.

Картина, о которой пойдет речь в данной работе, называется «Конец зимы. Полдень». Она относится к поздним произведениям Юона. Написано эта картина в 1929 г. в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом.

На картине изображена деревня, сельская местность. На первый взгляд кажется, что время года, написанное художником, — зима, но потом появляется ощущение близости весны. Зима еще в силе, но уже подходят последние ее дни. Об этом свидетельствуют различные детали, тонко подмеченные художником.

Снег, покрывающий двор, рыхлый и ноздреватый, снежный наст испещрен тенями и кажется влажным. На поленнице дров уже нет снега — очевидно, он стаял под солнечным теплом. На скатах крыш снег все еще лежит, но уже стаивает. Куры ходят по заснеженному двору, пытаясь добыть что-то из-под снежного наста. Вдалеке темнеет лес, окутанный теплой, почти весенней дымкой.

Картина проста по композиции. Центральное место на ней занимает, как ни странно, снег — именно к нему приковано внимание зрителей. И снег, влажный, подтаявший, испещренный лиловатыми тенями деревьев, свидетельствует о приближении весны. На картине можно увидеть деревянный одноэтажный дом с двускатной крышей, припорошенной уже стаивающим снегом. Тонкими белыми штрихами поднимаются к небу березы. От них на снег падают длинные ровные тени. Поодаль стоят высокие стройные ели, а на заднем плане картины чернеет лес. По снегу разгуливают куры и яркий, длиннохвостый петух. Птицы ищут что-то под снегом. На полотне видны фигуры лыжников, направляющихся в лес. Снег еще не растаял совсем, и люди пользуются последней возможностью сходить на лыжах.

Полотно написано в характерной для Юона манере. Картина эта четкая по композиции, цвета плотны и насыщены, но при этом они каким-то образом остаются прозрачными. Изображение насыщено солнечным светом. Небо ясное и прозрачное, контрастирует своей почти весенней голубизной с темным лесом. Длинные тени, лежащие на снегу, позволяют предположить, что на картине изображена первая половина дня. И даже если бы это не было отражено в названии полотна, зритель мог бы догадаться, какое время суток стремился изобразить художник. Полуденное солнце растапливает своими лучами снег. И хотя зима еще не завершилась, но остро ощущается ожидание весны. Словно ароматом весенним повеяло на морозной заснеженной природе.

От картины исходит устойчивое ощущение обжитости земли. Чувствуется, что художник любил деревню, знал ее. В своей работе он с удивительной зоркостью отмечает приметы близящейся весны, человеческой деятельности.

И в заключение хотелось бы остановиться на выборе эпиграфа к данной работе. В строчках стихотворения И. Северянина, взятых в качестве эпиграфа, речь идет о весне, а вовсе не о зиме. Но весна поэта заснеженная, испытывающая на себе влияние недавней зимы. В картине же Юона мы видим обратное: зиму, в которой уже ощущается влияние весны. Именно это чувство переходности сезонов и времен стало причиной выбора такого эпиграфа к сочинению.

Вариант 2

***Телепередача «Времена года»

Здравствуйте, дорогие телезрители!

В эфире программа «Времена года» и я, ее постоянный ведущий Сергей Шварц. Сегодня мы поговорим о суровом, но прекрасном времени года — зиме. Точнее, обратимся к моменту в природе, когда зима граничит с весной. Об этом времени прекрасно сказал Федор Иванович Тютчев в своих бессмертных строках:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась...

Начиная разговор об этом времени года, мне хотелось бы обратиться к творчеству великого русского художника Константина Федоровича Юона. Художник много путешествовал по России, и эти путешествия легли в основу его живописи. Наблюдения за людьми, природой определили любимый жанр живописца — лирический пейзаж, который неизменно отличается жизнерадостностью. Одна из его наиболее удачных работ — пейзаж «Конец зимы. Полдень» — картина, посвященная времени, когда зима заканчивает свое царствование.

На переднем плане картины мы видим заснеженную поляну перед домом. В левом углу картины художник изобразил высокий деревянный дом, рядом с которым сложены припорошенные снегом бревна. Между поляной и домом растут березы, пока еще спящие зимним сном. За домом вдалеке мы видим еще один дом, а за ним начинается хвойный лес. Ели художник изобразил и в правом углу картины. Здесь же, между елями, собрались ребята — их четверо. Они собираются покататься на лыжах, либо только приехали с лыжной прогулки.

Всюду: на деревьях, крыше дома — лежит снег. На дворе стоит зимняя тихая безветренная погода. Однако скорое приближение весны угадывается в посветлевшем небе, в длинных тенях от берез, в цвете снега, который начал отливать серо-голубым. Почуяв скорое приближение теплых дней, на поляну вывел свое семейство петух. Он вместе с курами что-то энергично раскапывает на поляне.

Картина передает спокойствие и умиротворение, царящие в природе. Она будто застыла в ожидании бурных перемен, которые скоро принесет весна. Краски полотна нежные: сиренево-розовые, голубоватые, светло-коричневые, зеленоватые. Темными на полотне выглядят ели, человеческие фигуры и куриное семейство.

«Конец зимы. Полдень» — картина, словно говорящая о том, что совсем скоро закончится зимний сон природы, придет тепло, а вместе с ним — пробуждение природы. Пока еще, говоря словами Пушкина:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит...

Но чувствуется, что совсем скоро «возрожденья весть живая» (А. Ф. Фет) разнесется по окрестностям. Вот этот небольшой по протяженности отрезок времени и стал объектом нашего внимания в сегодняшней передаче. Я благодарю вас за внимание. Надеюсь, что вы, как и я, от души насладитесь последними зимними днями — отправитесь покататься на лыжах, коньках или санках, а может, просто прогуляетесь в зимнем парке. А потом мы вместе будем готовиться к приходу весны. Я прощаюсь с вами. До новых встреч.