220 сочинений по репродукциям картин по русскому языку

5 класс

Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Вариант 1

План:

1. Краткая информация о художнике.

2. Композиция натюрморта.

3. Цветовая гамма.

Красота есть гармония; в ней залог успокоения...

Ф. М. Достоевский

Федор Петрович Толстой, русский художник и скульптор эпохи романтизма, родился в 1783 г. в семье кригскомиссара графа П. А. Толстого. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского кор17

пуса в 1802 г. молодой мичман Федор Толстой поступил в Академию художеств. Нужно отметить, что для той эпохи было редким явлением, чтобы молодой аристократ предпочел профессиональные занятия искусством карьере военного. Наставниками Ф. Толстого были скульптор И. П. Прокофьев, а также известный портретист эпохи романтизма О. А. Кипренский.

Ф. Толстой одно время возглавлял Коренной совет «Союза благоденствия»однако прекратил участие в деятельности декабристов задолго до восстания 1824 г., поэтому не подвергся гонениям со стороны правительства. В 1826 г. Ф. Толстой предложил вниманию императора Николая I два серьезных трактата: «О нравственном состоянии войск российских» и «О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства». В этих трудах содержался ряд предложений по совершенствованию законодательства и налогообложения, а также ряд социальных мероприятий.

В качестве скульптора Ф. Толстой работал с различными материалами. Известны его рельефы из воска, посвященные героям и событиям «Одиссеи» Гомера, серии памятных медальонов в честь побед в войне 1812 г., русско-персидской и русско-турецкой войнах. Толстой создал рельефы дверей Храма Христа Спасителя в Москве.

В целом о творчестве Ф. Толстого можно сказать, что он следовал традициям классицизма, подражая античным образцам. Это относится и к скульптурным, и к графическим, и к живописным работам художника. Из графических работ Ф. Толстого можно отметить серию рисунков пером к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька», которые также были воспроизведены в гравюрах.

Натюрморты Ф. Толстого — это попытка запечатлеть недолговечную, но чарующую иллюзию совершенства и безмятежности. Наиболее известные работы в этом жанре — «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица». Среди живописных работ Ф. Толстого есть семейный автопортрет, жанровые сценки.

Ф. Толстой пробовал свои силы и в других отраслях искусства: так, он сочинил два балета («Эолова флейта» и «Эхо»), которые, однако, не были поставлены на сцене; самостоятельно разрабатывал составы красок и т. д.

Долгие годы Ф. Толстой преподавал в Академии художеств, со временем став ее вице-президентом, а затем товарищем президента. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался Федор Толстой в 1873 г. в Петербурге.

А теперь обратимся к анализу одного из произведений художника — натюрморту «Цветы, фрукты, птица». В основу композиции положен воображаемый треугольник, в вершине которого находятся головки цветов; в нижних углах соответственно находятся кисть винограда и яблоки. В центр композиции художник поместил стеклянный сосуд с цветами. В нижней части сосуд имеет шарообразную форму. Горло сосуда, резко сужаясь, принимает колоннообразную форму. Сквозь прозрачные стенки видны стебли цветов, погруженные в воду. Букет образован тремя ветвями: двумя ветвями с несколькими белыми и розоватыми цветами, у которых длинные тонкие заостренные листья, и стеблем с одиночным блекло-красноватым цветком, очень напоминающим анютины глазки. У одиночного цветка крупные листья; можно предположить, что они круглой или чуть вытянутой формы. Ветвь с цветами, находящаяся справа, стоит чуть под углом к поверхности, на которой располагается натюрморт. На этой ветви цветы имеют едва заметный розоватый оттенок.

В левом нижнем углу на переднем плане мы видим половинку разрезанного яблока: художник тонкими линиями наметил жилки и семечки. Кожица половинки яблока и крайнего слева ябло19 ка зеленого цвета. Позади, почти скрытое за ними и сосудом, виднеется еще одно яблоко, с желто- красной кожицей. Слева, в стороне от фруктов, мы видим небольшое летящее насекомое — возможно, муху или мелкую бабочку.

Справа от стеклянного сосуда помещаются яблоко с желто-красной кожицей и крупная кисть винограда. Нужно отметить, что в созданной художником композиции просматривается определенная ступенчатость: сосуд — в центре, желто-красные яблоки — чуть позади него, зеленые — ближе к зрителю, а кисть винограда — чуть дальше яблока. Виноградная кисть изображена очень живописно: используя различные оттенки зеленого при изображении отдельных ягод, художник верно передал игру светотени. Особое очарование придают тщательно прорисованные вьющиеся усики виноградной лозы и два крупных виноградных листа. На виноградной веточке сидит небольшая птица, на темном тельце которой четко выделяется треугольный белый «воротничок». Птица сидит, опустив клюв к яблоку, из-за чего ее хвостик поднят вверх. Крылья птицы слегка отстранены от тела, словно ей жарко. Над виноградным листом художник изобразил бабочку: ее верхние крылышки светло-серые с более темными кончиками, нижние крылышки белого цвета. На поверхности стола, на переднем плане, вместе лежат две веточки с мелкими круглыми ягодами красноватого и белого цветов. Возможно, это смородина.

Нужно отметить, что художник не стремился четко разграничить поверхность, на которой находится натюрморт, и общий фон картины. Контуры стола на переднем плане едва намечены: на заднем плане мы можем различить край стола лишь по цветовому переходу, однако он выглядит довольно размытым.

На картине Ф. Толстого хорошо видно, что свет падает справа. Предметы в левом углу и даже фон слева выглядят темнее, резче намечен контур столешницы. Нужно сказать и о фоне: если поверхность, на которой помещен натюрморт, серовато-бежевого цвета, то общий фон теплого золотисто-палевого оттенка.

Относительно общей цветовой гаммы можно сказать, что на картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» преобладают золотисто-желтые, красноватые и темно-зеленые тона. Немаловажную роль играет и белый цвет: белые цветы и разрез яблока резко выделяются на общем фоне картины. Общий настрои натюрморта — умиротворяюще- созерцательный, мягкий и спокойный.

Вариант 2

Особенности художественного мира любого творца определяет, безусловно, его личное мировосприятие. Подобно тому, как мы слушаем музыку и читаем литературные произведения, созерцание живописных полотен всегда представляет собой контакт между нами, зрителями, и художником. Если отображенный на полотне взгляд на мир автора картины созвучен нашему мироощущению, то эта картина навсегда займет место в нашем сердце.

В определенный момент жизни мне довелось увидеть репродукцию натюрморта Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Картина просто заворожила меня. Полотно, на первый взгляд простое по технике исполнения, изображающее всего три вещи — цветы, фрукты и птицу, приковывало взгляд благодаря потрясающей игре красок.

Нужно сказать, что автор картины Ф. П. Толстой был особенной фигурой в русском искусстве. Он стал известен не только как живописец, но и как скульптор. Его живопись отличала важная черта — мастерское владение техникой рисунка, благодаря чему его полотна производили впечатление, что изображенное на них живое, настоящее. Его акварель «Цветы, фрукты, птица», хранящееся сейчас в Третьяковской галерее, — яркое подтверждение виртуозного владения кистью мастера.

Художник изобразил в центре картины прозрачную вазу из стекла, в которой находится букет полевых цветов. Среди собранных в букет цветов красный с белой каймой мак, темно-синие с белыми и фиолетовыми вкраплениями анютины глазки, красно-оранжевый цветок, похожий на георгин. В центре букета— нежная, сиренево-розовая мальва. Над букетом возвышается веточка с темно-синими цветками. Кроме того, в составе цветочной композиции — продолговатые листья трав. Красота полевых цветов воспета и в литературе. Так, у поэта Ивана Бунина есть замечательное стихотворение «Полевые цветы», в котором он говорит:

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они

И говорят про давно забытые

Светлые дни...

Автор картины нарисовал черно-желтую бабочку-парусника, которая вот-вот сядет на край стеклянной вазы. Кроме того, в правом углу акварели живописец изобразил птицу с серой грудкой, красным оперением вокруг клюва, темно-серыми с желтыми пятнами крыльями. Птица сидит на жердочке, которая лежит рядом с вазой. Все три детали акварели художник изобразил на фоне кофейного цвета, что придало натюрморту особую хрупкость и вместе с тем выразительность. Удачное соотношение фона и самого натюрморта, скрупулезно, до малейших тонкостей прорисованные детали заставляют восторгаться и создают иллюзию, что нашему взору явилась цветная фотография.

Художник этой картины прославляет красоту окружения человека — природы и вещей. Предметы, растения, животные всегда окружают человека и украшают его жизнь. Красота окружающего мира и вещей — то, чем живет человек, без чего человеческая жизнь стала бы бледнее и беднее. Важно, чтобы каждый из нас сумел развить в себе способность видеть в обычном шедевр. Тогда жизнь станет гармоничнее, радостнее. Живописец благодаря своему таланту смог увидеть в привычном чудо и заставил нас взглянуть на это свое открытие его глазами.