Сборник сочинений по репродукциям картин из учебников русского языка для 5—9 классов

9 класс

Сочинение по картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих»

Вариант 1

План:

1. Несколько слов об авторе картины.

2. Сюжет и композиция картины.

3. Цветовая гамма.

...Все, как по команде, бросились на

лед, и пошло катание. Катались и на

коньках и без коньков. Все смеялись и падали.

Коньки звенели и с шипением резали лед.

Катались даже те, которые не строили катка,

но мы им не запрещали. Хотелось,

чтоб в такой день все были радостные и счастливые.

Н. Н. Носов

Финогенова Млада Константиновна родилась в 1941 г. Еще будучи студенткой Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, принимала участие в выставках художественных работ. В 1969 г. М. К. Финогенова была принята в Союз художников СССР. Картины художницы имеются в частных коллекциях в России и других странах, а также в музеях. Финогенова работает в различных жанрах, но в основном это пейзажи и натюрморты; также среди ее работ есть изображения интерьеров. Финогенова имеет звание заслуженного художника России.

На картине М. К. Финогеновой «Каток для начинающих» мы видим обычный городской пейзаж, запечатленный художницей в зимнее время. Разноцветные коробки домов ступенями теснятся на небольшом пространстве; изображенная на переднем плане площадка плотно зажата строениями со всех сторон. Однако такое местоположение катка придает ему и дополнительное ощущение безопасности, изолированности от остального мира, что особенно актуально, если учитывать, что он предназначен для тех, кто только учится кататься на коньках. Нужно отметить, что на картине крайне мало объектов природного происхождения — лишь четыре дерева вдали. Неба тоже почти не видно за домами, которые на заднем плане становятся все выше и выше.

Собственно каток окружен невысокими домами: слева мы видим одноэтажное красное здание, справа — двухэтажный дом того же цвета. На стене этого дома висит большая табличка с хорошо различимой надписью: «Каток для начинающих». На двускатной крыше этого здания установлено несколько прожекторов — очевидно, предназначенных для освещения катка в вечернее время. Мы можем достаточно хорошо рассмотреть дом с табличкой. На втором этаже окна большие, оконные рамы изготовлены в виде решетки, так что вставлено не одно-два больших стекла, а много маленьких стекол. На втором этаже имеется по одному окну на каждой из двух сторон, которые мы видим. На первом этаже — два окна на стороне, обращенной к катку; на другой стороне нет ничего, кроме таблички. Что это за здание? Жилой дом? Можно предположить, что это спортивная школа для детей или Дом творчества юных. Вряд ли обычная школа: для этого здание слишком маленькое.

Если смотреть прямо, за катком мы видим серое здание, очертания которого четко прорисованы, а окна кажутся размытыми на фоне стен. Этот дом тоже невысокий; а за ним громоздятся высотные дома, которые словно нависают над пространством катка. Можно предположить, что дома вокруг катка относятся к более раннему времени застройки.

Очевидно, что зима снежная: вдоль стены изображенного слева одноэтажного дома можно различить сугробы. Вероятно, они появились здесь после расчистки катка от выпавшего снега. Крыши домов тоже покрыты снегом. Художница изобразила каток в обычный зимний день — бессолнечный, но и не пасмурный. Вероятно, это вторая половина дня — высотные дома на заднем плане выглядят очень темными, в то время как пространство катка выделяется на картине ярким белым пятном, работает дополнительная подсветка на крыше дома. Близлежащие здания в свете прожекторов тоже выглядят светлее, выделяясь на фоне темных силуэтов более отдаленных домов.

На катке, если присмотреться, можно увидеть шесть человеческих фигур. Пять из них художница изобразила в ряд на переднем плане; один человек стоит чуть поодаль слева, его светлая куртка почти сливается со снежным фоном. На катке мы видим три ряда специальных поручней, за которые катающиеся держаться для большей уверенности. По позам катающихся видно, что они действительно только-только осваивают этот вид спорта, один чуть не опрокидывается назад, двое других едут полусогнувшись. Очевидно, что все они перемещаются медленно и осторожно; все держатся за поручни. Справа, где территория катка упирается в дом, а поручни изгибаются, мы видим фигурку девочки. О том, что это девочка, легко догадаться по одежде. Она стоит, держась за поручни — может быть, отдыхает, а может, ждет, пока ее нагонит подруга — среди катающихся можно различить еще одну девочку в коротком розовом пальто. Остальные трое катающихся — мальчики. Нужно отметить, что среди катающихся нет маленьких детей — можно предположить, что все они приблизительно одного возраста, возможно, даже живут по соседству в близлежащих домах и учатся в одной школе.

Необходимо отметить и некоторые особенности художественных приемов, использованных автором картины. В технике изображения явственно ощущаются тенденции примитивизма, которые в той или иной степени проявились во многих авангардистских направлениях изобразительного искусства XX в. — таких, как фовизм, экспрессионизм, сюрреализм и др. Художница подметила и запечатлела особенность городского пейзажа — за высотными домами почти не видно неба. Немногочисленные деревья сиротливо темнеют на фоне домов. По сути, пейзаж Финогеновой — это антипейзаж, в котором природа как таковая почти отсутствует. Если во многих традиционных пейзажах деревья нередко можно воспринять как ось, связывающую небо и землю, то на картине Финогеновой оголенные ветви деревьев, словно руки, с мольбой тянущиеся к небу, ставшему таким далеким от земли и человека, считающего себя ее хозяином.

Цветовые решения автора картины «Каток для начинающих» также тесно связаны с характерным для примитивизма видением реальных объектов. М. К. Финогенова использовала яркие цвета, которые сразу привлекают внимание зрителя — чтобы убедиться в этом, еще раз посмотрим на дома на переднем плане картины. Красные стены зданий резко выделяются на общем фоне картины. Изображению присуща и выраженная контрастность: светлый каток и темные здания на заднем плане. Смягчают переход от светлого к темному изображения зданий светло-серого и светло-желтого оттенков. Синеватые тени на поверхности катка передают характерный блеск льда, проблески неба такого же цвета, как и снег, каким оно нередко и бывает зимой.