Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта1, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка
Погодите!
Альт и бас - музыкальные струнные инструменты.
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима1, сяду против вторы2;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить
сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
1Прима - первая скрипка в оркестре.
2Втора - вторая скрипка.
1. Попробуйте найти в баснях, которые вы прочли, все те особенности, о которых говорил И.А. Крылов.
2. Какие человеческие пороки, то есть серьёзные недостатки, высмеивает баснописец?
3. Какие строчки из этих басен стали крылатыми выражениями? В каких жизненных ситуациях их можно использовать?
4. Прочитайте басни по ролям. Постарайтесь передать с помощью интонации особенности характеров героев. Попробуйте инсценировать басни.
5. Нарисуйте иллюстрации к басням.
6. Прочитайте самостоятельно другие басни И.А. Крылова. Выучите наизусть и попробуйте с друзьями инсценировать басни, которые вам понравились. У вас может получиться интересный урок-концерт.