Литературное чтение. 4 класс. Часть 1

Иван Крылов (1769-1844)

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козёл

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта1, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка

Погодите!

Альт и бас - музыкальные струнные инструменты.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима1, сяду против вторы2;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет, —

Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить

сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

1Прима - первая скрипка в оркестре.

2Втора - вторая скрипка.

1. Попробуйте найти в баснях, которые вы прочли, все те особенности, о которых говорил И.А. Крылов.

2. Какие человеческие пороки, то есть серьёзные недостатки, высмеивает баснописец?

3. Какие строчки из этих басен стали крылатыми выражениями? В каких жизненных ситуациях их можно использовать?

4. Прочитайте басни по ролям. Постарайтесь передать с помощью интонации особенности характеров героев. Попробуйте инсценировать басни.

5. Нарисуйте иллюстрации к басням.

6. Прочитайте самостоятельно другие басни И.А. Крылова. Выучите наизусть и попробуйте с друзьями инсценировать басни, которые вам понравились. У вас может получиться интересный урок-концерт.