Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришёл с катка. Дома никого не было.
— Вот и хорошо! — сказал Федя. — По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.
Он включил радио, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу.
— Передаём концерт по заявкам, — объявил голос по радио.
— Концерт — это хорошо, — сказал Федя. — Веселей будет делать уроки.
Он отрегулировал репродуктор, чтоб было погромче, и сел за стол.
— Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер шестьсот тридцать девять? Так... «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом...»
Из репродуктора послышались звуки рояля, и чей-то голос запел густым рокочущим басом:
Жил-был король когда-то,
При нём блоха жила.
Милей родного брата
Она ему была.
— Вот какой противный король! — сказал Федя. — Блоха ему, видите ли, милей родного брата!
Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала:
— «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причём из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки...»
Блоха! Ха-ха! — засмеялся голос и продолжал петь:
Позвал король портного: — Послушай, ты, чурбан! Для друга дорогого Сшей бархатный кафтан.
— Ишь что ещё выдумал! — воскликнул Федя. — Блохе — кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!
Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось.
— Плохая песня, — решил Федя и опять принялся читать задачу: — «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причём из шести килограммов зерна...»
Он был титулярный1 советник,
Она — генеральская дочь, — запел репродуктор снова.
1 Титулярный (советник) - в царской России: гражданский чин 9-го класса (по Табели о рангах, введённой Петром I и включающей 14 классов).
— Интересно, кто такой титулярный советник? — сказал Федя. — Гм!
Он потёр обеими руками уши, словно они у него замёрзли, и, стараясь не обращать внимания на радио, принялся читать задачу дальше:
— Так. «...Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Пока Федя читал задачу, песенка про титулярного советника кончилась и началась другая:
Легко на сердце от песни весёлой,
Она скучать не даёт никогда,
И любят песню деревни и сёла,
И любят песню большие города!
Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.
— Хорошая песня! — одобрил он, когда пение кончилось. — Так... О чём тут у нас говорится? «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи...»
Однозвучно гремит колокольчик, — послышался высокий мужской голос из репродуктора.
— Ну гремит и пусть гремит, — сказал Федя. — Нам-то какое дело? Нам надо задачу решать. На чём мы тут остановились? Так... «Для дома отдыха купили двадцать одеял и сто тридцать пять простыней за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности...» Позвольте! Откуда тут ещё одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Тьфу, чёрт! Да это не та задача! Где же та?.. А, вот она! «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи...»
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая1 бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит...
1 Борзая - быстрая, резвая.
— Опять про колокольчик! — воскликнул Федя. — На колокольчиках помешались! Так... Утомительно гремит... в каждом мешке... рожь смололи, причём из шести килограммов муки вышло пять килограммов зерна... То есть муки вышло, а не зерна! Совсем запутали!
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, тёмно-голубые?
— Тьфу! — плюнул Федя. — Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки...
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полудённом...
— Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу — и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.
Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину. 1 2 3 4 5
1. Расскажите, каким вам представляется Федя Рыбкин, какой у него характер.
2. Можно ли сказать, что Федя — человек с чувством юмора? Почему вы так думаете?
3. Нравится ли вам Федя? Как относится автор к своему герою? Почему вы так думаете?
4. Как вы считаете, рассказ о Феде Рыбкине сатирический или юмористический?
5. Какие ещё книги Николая Носова вы читали? Вспомните или перечитайте его весёлые и смешные рассказы. Подготовьтесь пересказать один из них и подумайте, сатирический это рассказ или юмористический.