Продавщица улыбнулась:
- Вам какой? Красный, синий, голубой?
Алёнка взяла красный. И мы пошли. И вдруг Алёнка говорит:
- Хочешь поносить?
И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько- тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу взлетел выше фонаря.
Алёнка за голову схватилась:
- Ой, зачем, держи!.. Зачем ты его упустил?..
Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
И я стоял, задрав голову, и смотрел, как летит шарик, а он всё летел и уменьшался.
Вот он пролетел последний этаж большущего дома, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький... У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду. И шарика уже не было нигде. И тут Алёнка вздохнула еле слышно.
И мы пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и весёлые, и машины туда- сюда, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И ещё я думал, как жалко, что я не могу это всё рассказать Алёнке. Я не сумею словами, и если бы сумел, всё равно Алёнке бы это было непонятно, она ведь маленькая. Вот она идёт рядом со мной, и вся такая притихшая, и слёзы ещё не просохли у неё на щеках. Ей небось жаль свой шарик.
И мы шли так с Алёнкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот, когда стали прощаться, Алёнка сказала:
- Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... чтобы ты его выпустил.
Вспомни, как зовут главного героя рассказов В.Ю. Драгунского. Перечитай, что чувствует мальчик, когда решает отпустить шарик, и потом, когда смотрит ему вслед.
Насколько важно для героя, чтобы и Алёнка смогла понять и разделить его чувства? Понятны ли тебе чувства детей?
Проверь себя
1 Что могли бы сказать по одному и тому же поводу два персонажа: хозяин и пёс на прогулке, птица в небе и лётчик, попугай в клетке и мальчик, корова и малыш над чашкой молока, рыба в пруду и рыбак. Напиши небольшую зарисовку на одну из этих тем. Составьте сборник творческих работ вашего класса.
2 Выполни индивидуально или в группе проект на одну из предложенных тем: «Чему можно поучиться у кота, скворца, жука, пчелы...». Итогом проекта станет презентация творческих предложений, как мог бы использовать способности этих существ человек.
3 Используя материалы школьной или публичной библиотеки, подготовь сообщение на тему
«Сказки и легенды народов моего края».
4 С помощью взрослых разместите на ленте времени имена: Р. Киплинг, К. Г. Паустовский, Ю.И. Коваль. Имена каких поэтов, которые встретились в четвёртой главе, можно поместить на эту ленту времени?