Литературное чтение. 3 класс. Часть 2

Ю.И. Коваль

Соловьи

В тумане ольховый лес.

Глухо в лесу, тихо.

А я бегу - боюсь опоздать на утренний клёв.

«Тии-вить, - слышится слева, - тии-вить».

«Почин!* - думаю я на бегу. - Ну сейчас начнётся!»

«Пуль, пуль, пуль, пуль, пуль!»

Пулькает! Здорово пулькает!

«Клы, клы, клы, клы, клы!»

Клыкает! Во как клыкает!

«Плен, плен, плен, плен, плен!»

Пленкает! Неплохо пленкает! Умеет!

Некогда мне, некогда, я бегу - боюсь опоздать на утренний клёв.

Когда я пробегаю мимо певца, который спрятался в средине ольхи, он замолкает на миг, но тут же начинает разгоняться: «Тии-вить», - и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца:

пульканье,

клыканье,

пленьканье,

дробь,

раскат,

колокольца,

летний громок

и юлиная стукотня.

А я бегу - не опоздать бы на утренний клёв.

А впереди уж встречает новый соловей.

Быстро приближаюсь к нему и слышу затихающего певца сзади и нового, свежего, сочного, - впереди.

Да что же это - голова кругом!

Впереди - пульканье. Сзади - клыканье!

Впереди - дробь. Сзади - раскат!

А где-то там, совсем-совсем впереди, - третий соловей, до которого я ещё не добежал.

«Чулки! Чулки! - поёт он. - Где вы? Где вы?»

Пока доберусь до озера, соловьи передают меня из рук в руки.

А черёмуха-то цветёт, осыпается на чёрную дорогу, ворочаются в озере язи, бьют в прибрежной траве зеленовато-рябые щуки.

Вытаскиваю из кустов лодку и - быстро к шестам, вколоченным в дно озера. А новый певец, приозёрный уже, пулькает-булькает, клыкает-клокает, пленькает-плинькает да вдруг как рассыплет по поверхности озера сразу с полтысячи бус! Так холодом и ошпарит.

А я-то леща тащу.

Боком-боком-боком, разинув розовый рот, выпучив придонный глаз, идёт лещище к лодке.

А за спиною - снова разом по воде с полтысячи бус!

Ну и соловей!

Я зову его Хрустальный Горошек.

Перечитай те строчки, которые являются звукоподражанием.

Как ты будешь читать: медленно или быстро? Очень трудно прочитать так выразительно, чтобы передать и красоту пения соловья, и удивление рассказчика от разнообразных голосов леса.

Какие слова и приёмы помогают представить, как звучит пение птиц? Найди в тексте:

- повторы,

- необычные способы записи,

- слова, изобретённые писателем.

Что добавляет к твоему впечатлению образ рассыпавшихся бус?

Пофантазируй, как бы изменился текст, если бы рассказчик не бежал по лесу (и не тревожил бы птиц), а тихо стоял в зарослях и вслушивался в звуки пробуждающегося леса. Запиши, что у тебя получилось.

Рассмотри репродукцию картины Александра Герасимова «После дождя». Картина была написана с молниеносной быстротой, в течение трёх часов. Художник был потрясён видом сада после сильного дождя. Рассмотри, в каких деталях выразилось его непосредственное впечатление: мокрая поверхность стола, многоцветные отблески садовой зелени, отражения на покрытых влагой досках отливают серебром, кроны деревьев, освещённые сзади... Расскажи, что ещё ты замечаешь.

Как видишь, искусство не только передаёт впечатление художника, оно учит нас смотреть на мир по-другому. Точка зрения художника очень важна. Но картины оживают только под взглядом зрителя, а литература не живёт без читателя.