Литературное чтение. 3 класс. Часть 2

Медведь и бурундук

(Нивхская сказка)

Натаскал медведь моху и листьев в берлогу, залёг в тёмный угол да и заснул так крепко, что не видал, как снег выпал, не слыхал, как вьюги над лесом выли, как старые пихты и кедры от морозов трещали.

А когда поднялось над тайгой весеннее солнышко, когда растопило оно сн^эг и зажурчали первые ручейки, проснулся медведь. Вылез из берлоги и сел на пенёк...

Глаза лапами протирает, потягивается и ворчит:

- Весна, весна, а есть нечего! Что тут делать?

А есть медведю хочется. Всю зиму у него ничего во рту не было. Немудрено, что проголодался.

Пошёл медведь добычи поискать. Да какая ещё в это время добыча! Один снег кругом. Ни травинки зелёной нет. Не скоро медвежья пища, ягоды и орехи, поспеют.

Идёт медведь по лесу, с боку на бок переваливается. Видит - пень стоит, а под ним кто-то живой копошится.

Медведь пень лапами обхватил - хотел с места своротить, да не смог... Пень крепкий, корявый, а сил у мишки мало.

Даже заревел с досады медведь:

- Есть тут живая душа? Вылезай!

И выскочил из-под пня жёлтый зверёк - бурундук. Он тоже в своей норе под корнями всю зиму спал.

Смотрит маленький бурундук - стоит перед ним медведь, большой, страшный, и ревёт.

Удивился бурундук:

- Дедушка медведь, ты почему такой сердитый?

- Это я с голоду! Целую зиму ничего не ел. Нет ли у тебя чего-нибудь?

- Сейчас принесу, - сказал бурундук.

Юркнул он в свою кладовую, где у него запасы ещё с осени хранились, и выносит сладкие корешки.

- Поешь, дедушка!

Поел медведь, подобрел.

- Спасибо, бурундучок. Маленький ты зверь, а хороший.

И погладил бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, - а на жёлтой шкурке бурундука всё-таки тёмные полоски от медвежьих пальцев появились.

Появились, да так и остались. С тех пор у всех бурундуков эти полоски на спинах есть.

И когда спрашивают их другие звери:

- Отчего у вас, бурундуков, шерсть полосатая?

Они отвечают:

- А это нас дедушка медведь погладил.

Тебе понравилась такая добрая версия?

О чём ещё, кроме происхождения полосок на спине бурундука, рассказала сказка?

Перечитай, где в тексте с симпатией говорится о мишке. А в какие моменты и чем тебе понравился бурундук?

 * * *

Когда-то бурундук был весь красный.

Как-то прыгал он, прыгал по деревьям и пошёл погулять по земле. Встретил медведя. Разговорились.

Медведь сказал:

- Боюсь я стрел железных. А когда люди стреляют стрелой с деревянным наконечником, то мне не страшно.

Бурундук говорит медведю:

- Я-то и железных стрел не боюсь. Маленький я, и стрелы мимо пролетают.

Медведь подумал и сказал:

- Когда человек одну собаку на меня пускает, не страшно мне. Когда же много собак бежит на меня, тогда мне не спастись.

- Так, - говорит бурундук, - когда много собак взапуски бегут, мне не страшно, одна же собака меня всегда задавит.

Рассердился медведь на бурундука, что перечит он во всём ему, да как проведёт лапой по спине, так и остались следы на спине бурундука.

Зарычал медведь и ушёл в горы. А у бурундука и по сей день на спине пять полосок

осталось. (Запись Ю.А. Крейновича)

Обрати внимание: сказка подводит итог рассказанному с помощью слов «так и...», «потому и...». Каких ещё?

Какой вариант сказки тебе больше понравился? Объясни, обращаясь к тексту.

Какую роль играет человек во втором варианте сказки?

Выясни в Словаре, сказки каких народностей мы прочитали. Предположи, опираясь на эту информацию и тексты, занимались ли эти народы земледелием и охотой.

Подумайте, могут ли сосуществовать разные варианты в научном объяснении? Или это допустимо только в начале исследования, на этапе, когда выдвигаются гипотезы?*

Познакомьтесь с научным описанием медведя и бурундука, данным в энциклопедическом словаре. Когда вы ищете информацию о животных, птицах, насекомых, вы тоже прибегаете к справочной литературе?

Бурундук - род млекопитающих, семейство беличьих. 24 вида, в лесах Северного полушария. Длина тела до 17 см, хвоста до 12 см, на спине 5 продольных чёрных полос. В Сибири объект промысла.

Бурый медведь - млекопитающее, семейство медведей. Длина около 2 метров. Обитает в лесах Евразии и Северной Америки. Ранее - в Северной Африке. Объект охоты. Некоторые подвиды находятся под охраной, занесены в Красную книгу.

Что можно узнать из научного текста? Описывает ли он внешность животных, их повадки и характер, выражает ли текст какое-либо отношение к ним?

Какой нравственный урок, хотя и в неявном виде, но всё же содержится в научной статье о медведе?

Приготовь устно или напиши выступление- рассуждение на тему «Какому отношению к природе можно поучиться у наших далёких предков».

Можно ли назвать «объяснительным» стихотворение Павла Николаевича Барто? Учти, его автор - не только поэт, но и учёный. И очень добрый, мудрый человек.