Поурочные разработки по литературе. Вторая половина ХIХ века. 10 класс. II полугодие. Золотарева И.В.

Вариант проведения уроков 35-36 (103-104)1

При подготовке урока класс разбивается на группы, каждая из которых получает задание. Самостоятельные ответы на вопросы готовят и некоторые учащиеся.

Предлагается создать семь групп:

Уроки предложены Л.П. Кабанкж, Л.И. Кузнецова, М.Я. Левянт.

1) группа исторического комментария (готовит и оформляет к уроку опорный конспект (ОК) — «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусств и науки второй половины XIX века».) Одному из учащихся поручается сделать обобщенное сообщение по данному вопросу);

2) искусствоведов (сбор иллюстративного материала и музыкальное оформление урока. Индивидуальные задания— рассказать об одном из портретов Толстого);

3) мемуаристов (подбор цитат из воспоминаний современников);

4) архивная группа (работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности Толстого, его идеи нравственного самосовершенствования);

5) любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества);

6) библиографов (оказание помощи в работе всем творческим группам: подбор литературы и оформление выставки «Свет Ясной Поляны»);

7) группа «смекалистых» (составление и проведение викторины о Толстом).

 

Урок 1

Слово учителя. «Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по- настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л.Н. Толстом — «Свет Ясной Поляны» (так называется книга правнука писателя И. Толстого).

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек».

Учитель записывает на доске тему урока, даты рождения и смерти писателя (1828—1910) и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:

- Свидетелем каких исторических событий был писатель ?

- На какие годы падает расцвет его творчества?

- С кем из выдающихся людей Д Я. Толстой общался?

Используя хронологическую таблицу учебника по литературе,

учащиеся называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос. В их числе: годы смерти А.С. Пушкина (1837), М.Ю.Лермонтова (1841), Н. В. Гоголя (1852), 1854 — Н. Г. Чернышевский, сотрудник «Современника», 1853-56 — Крымская война, 1855 — смерть Николая I , 1861 — «Крестьянская реформа»,

1866 — покушение Д. В. Каракозова на Александра II; 1871 — Парижская коммуна, 1876 — возникновение общества «Земля и воля», 1877-78 — русско-турецкая война; 1881 — смерть Александра II  1887 — попытка покушения на Александра III; 1904-05 — русско-японская война, 1905 — 9 января. Кровавое воскресенье.

После работы со справочным аппаратом учащиеся обращаются к опорному конспекту (ОК), созданному группой исторического комментария; «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины XIX века». Опорный конспект представляет собой нарисованный на бумаге круг, разбитый на семь- девять секторов (разделов). В каждом из разделов записаны по пять-семь известных имен современников Л.Н. Толстого: писателей-классиков (как русских и представителей других народов России, так и зарубежных), крупных поэтов, литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров. В самом центре — портрет Л. Толстого, вокруг которого — на радиусах — приведены знаменательные даты в истории того времени.

Вывод - обобщение старшеклассники записывают в тетради: «Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».

Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы — время создания романа-эпопеи «Война и мир». Ответить на третий вопрос учащимся помогает работа с О К, позволяющим судить о круге знакомств Толстого с деятелями культуры и науки. В частности, можно рассказать о его встречах с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А.И. Герценом, А. Н. Островским, А. П. Чеховым, В. М. Гаршиным, Ф. М. Тютчевым и другими писателями. Толстой проявлял большой интерес к творчеству писателей народов России — Т. Г. Шевченко, А. Церетели, К. Хетагурова.

Имя Толстого было хорошо известно и за пределами России о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, П. Мериме, Ж. Санд, О. Бальзак, Р. Роллан. У Р. Роллана к Толстому было особенно теплое чувство. Вспоминая в одной из своих книг о Льве Николаевиче, приводит такой эпизод. В молодости он собирался стать педагогом-историком. Но любовь к литературе тоже была очень сильной. И вот, прежде чем сделать окончательный выбор, он решает обратиться за советом к Толстому в Ясную Поляну. И великий писатель ответил ему, тогда еще никому не известному юноше. Письмо это и решило судьбу Р. Роллана.

Учитель просит прокомментировать слова Л. Толстого: «Каждый человек— алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Комментарий ученика. «Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок мне своим стремлением к идеалу».

К отчету приступает группа мемуаристов, подготовившая ответы на такие вопросы:

- Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?

- Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?

- Чем он близок вам?

Плакаты с цитатами закрепляются на доске перед классом.

«Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью... носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь... Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.

Комментарий ученика. «Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды — смысл его бытия, которое отнюдь не было легким и простым. Именно своими противоречивыми исканиями мне особенно дорог писатель».

«Весь мир, вся земля смотрит на него... отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити...»

М. Горький.

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер.

Комментарий ученика. «Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т.Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия».

В работу включается группа любителей поэзии. Два ученика читают стихи, перекликающиеся с общей темой разговора.

Я. Полонский. «Писатель, если только он...»

Писатель» если только он Волна, а океан —Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

Когда поражена свобода,

А. Апухтин. «Графу Л.Н. Толстому» (отрывок)

О вечной красоте напоминая миру,

Твой мощный голос прозвучал.

Кто по земле ползет, шипя на все змеею,

Тот видит сор один...

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землею,

Вся даль безбрежная светла!

Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет — первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками — его современниками».

Сообщения учащихся из группы искусствоведов:

И. Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого, 1873 г.»

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет, Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 г. Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой — для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «...граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает». Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (д ля семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

И. Е. Репин. «Л. Н. Толстой, 1887 г.»

...Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься, иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека».

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимей им крестьянской работой, — на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину «Л. Н. Толстой на пашне». Цензура запретила это название, боясь тенденциозности и «разговоров публики». С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: «...После его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны».

Репин писал Толстого больше чем кто-либо из русских художников. Свыше 70 работ он посвятил писателю— выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением. Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

Слово учителя. «В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку. «Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы», — вспоминал Репин».

Отчет группы искусствоведов, в задание которой входил подбор фонозаписи и рассказ о музыке, любимой Л.Н. Толстым.

Ученик. «Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задушевности, искренности и мелодической красоты. Думаю, эти мелодии будут близки и нам».

Прослушиваются музыкальные отрывки: Ф. Шопен. Вальсы. Исполняет Бэлла Давидович (ф-но). 1) до диез минор, соч. 64, № 2,

2) ля бемоль мажор, соч. 64, № 3; Варя Панина. Старинные романсы. «Я пережил свои желанья».

Затем идет обзорное знакомство с разделом книжно-иллюстративной выставки, посвященной музыке, которую любил Л. Толстой. На полке могут быть представлены грамзаписи: Ария Дон- Жуана и дуэт «Ручку дай, ангел мой» из оперы Моцарта «Дон Жуан»; Дуэт Глинки «Не искушай меня без нужды» в исп. Н. и М.Фигнер; Гопак в исп. Трояновского на балалайке; Цыганские романсы в исп. Вари Паниной; Шопен Ф. Вальсы в исп. Бэллы Давидович (ф-но); Л. Бетховен. Сонаты в исп. Эмиля Гилельса (ф-но).

Слово учителя. (Этот материал можно также увязать с работой по ОК: разделы—музыка, театр, наука). «В 50—70 годы XIX века большое общественное значение приобретает Малый театр (был открыт в 1824 г.), который современники называли за плодотворную просветительскую и воспитательную деятельность вторым университетом России. На сцене театра утвердилась драматургия А. Островского, раскрылся актерский талант П.М. Садовского. В созвездие славных сынов России, творившие рядом с Толстым, можно включить и таких крупных ученых, как Обручев, Сеченов, Пирогов, Бутлеров, Менделеев, Боткин...

В общении с замечательными людьми мужал и креп талант Л.Н.Толстого. И потому слово его было столь значимым и притягательным для каждого мыслящего человека».

В заключение 1-го урока учитель замечает, что к опорному конспекту, а также к характеристике портретов Л. Толстого класс еще вернется при изучении творчества писателя. К тому времени знания учащихся будут более основательными. Многое о личности писателя расскажут его записные книжки, о которых речь пойдет на втором уроке.

 

Урок 2

Звучит отрывок из «Лунной сонаты» Л. Бетховена. Исп. Э. Гилельс (ф-но).

Слово учителя. В огромном литературном наследии Толстого, есть книга, известность которой далеко не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта — дневники писателя.

Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «Дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник — правдивое зеркало жизни великого писателя.

Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала заглядывать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи-то глаза — значит писать не совсем откровенно. Следует учесть также, что вся жизнь писателя была на виду, а из дневника он часто делал выписки для близких и друзей. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910). Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога...

Его дневник — и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего — орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей, сгруппированных по годам. Вопросы для анализа:

- Проследите становление личности Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его жизни?

- Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?

- Ваше мнение о дневниковых записях Толстого. Чем они интересны для нас?

Один из учащихся отчитывается о работе группы. Вот содержание его сообщения.

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», — напишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, который писатель вел — с небольшими перерывами — до конца своих дней. Толстой записывал не только наблюдения и мысли, о чем уже говорилось, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, услышанные в гуще людей. Последняя его дневниковая запись сделана за три дня до смерти...

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее — и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

(Правила и программа Л. Н. Толстого написаны на классной доске, школьники могут перенести их в свои тетради.)

Правила: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...» и т. д.

Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.

Толстого-студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью:

«1)Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете. 2) Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию, статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи».

Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Л. Н. Толстой выполнил. Первое, чему он научился (или от рождения умел), — это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л. Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все- таки ему было мало.

Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право, Толстой становится «мировым посредником. При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику.... В старости, оглядываясь на прожитую жизнь. Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.

Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

Слово учителя. Один из ч IIенов нашей архивной группы имел счастливую возможность побывать в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя.

Ученица: Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идем по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким-то особенным — яснополянским...

Итак мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней— шкафы с книгами. Это — часть огромной библиотеки, принадлежавшей трем поколениям Толстых: деду со стороны матери — князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая и светлая комната в доме — зала. Поражает отсутствие каких-либо предметов роскоши. Из залы мы переходим в гостиную, где жила Т. А. Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру, оставшихся малолетними сиротами. После смерти Ерголь- ской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной — кабинет писателя, занимающий центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала (с десяти утра до двух-трех часов дня). Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранились во всей полноте. Кажется, будто Толстой только-только покинул эту комнату...

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12-м часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берет записную книжку, вечное перо и делает очередную запись. Клеенчатая тетрадь дневника, карандаши и самопишущая ручка — всегда у него под рукой: ведь Толстой нередко вел записи и по ночам в часы бессонницы.

Наше внимание привлекли гантели, лежащие около умывальника на полу. О его любви к верховой езде напоминал висящий хлыстик. Здесь, в спальне, особенно остро ощущаешь требовательность Льва Николаевича к себе, его скромность и то уважение, с которым он относился к окружавшим его людям. Толстой никогда не позволял никому убирать за собой, сам наводил порядок в кабинете и спальне. Писатель бережно относился к вещам, которые носил, был во всем строг к себе. На людях держался просто и искренне, умел создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ремингтонная (или «секретарская») и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещенные цензурой статьи, правилась корректура, писались ответы на письма. Над своими произведениями писатель работал очень тщательно, переделывал их по много раз. Черновики для удобства автора (из-за его плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» — семь раз, «Кавказский пленник» — 100 раз (!).

Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.

И, наконец, последнее посещение — комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И. С. Тургенев. А. А. Фет. А. П. Чехов. И. Е. Репин, В. Г. Короленко, В. В. Стасов, Н. Н. Ге, И. И. Мечников и многие-многие другие. Домашние еще называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом (в нише одной из стен установлен мраморный бюст брата Толстого, Николая Николаевича, которого он очень любил). В нижней библиотеке Толстым написана «Анна Каренина», здесь же он работал над «Азбукой» и незавершенными историческими романами из эпохи Петра I и декабристов. В этой комнате писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезенный 9 ноября 1910 года гроб с его телом, когда Россия навсегда прощалась с Львом Толстым...

Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя, ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» Ответить на них сегодня не легче, не проще...

Ученик (из группы любителей поэзии) читает стихотворение Г.Горбовского «Над Ясной Поляной свинцовые тучи...»

Над Ясной Поляной свинцовые тучи.

Не будет уже ни дождливей, ни знобче.

Все смотрится ярче, а значит — и лучше,

Как эти снежинки, летящие с ночи.

Журчит в колее, обтекая колеса,

Вода перед тем, как застынуть до мая.

Не будет уже допотопных вопросов,

А будет дорога — стальная, прямая.

Колени укутаны клетчатым пледом.

Снежинка сверкнула в ресницах-тенетах.

Не будет уже ни зимы и ни лета,

А лишь — ощущенье любви и полета.

Швыряются липкою грязью копыта.

Возок исчезает в расхристанной роще.

Ничто не иссякло, ничто не забыто.

Ничто в этом мире не сделалось проще.

Отчет группы библиографов. В их задачу входило оказание помощи всем творческим группам. И поэтому на уроке, оказавшись «за кадром», они могли самостоятельно оценить как результаты своего труда, так и учащихся других групп, которые использовали подобранную библиографами литературу. Основательные сообщения по различным темам; сделанные, например, учениками из архивной, мемуарной и искусствоведческой групп, свидетельствуют и об успешной работе книжно-иллюстративной выставки. (В случае слабой библиографической подготовки класса эту сложную работу может взять на себя школьный библиотекарь или учитель.)

Прежде чем подвести итог урока, учитель предоставляет слово группе смекалистых, которые проводят блиц-викторину. В качестве примера мы приведем лишь несколько вопросов:

- Нашел ли Л. Н. Толстой «зеленую палочку», разгадал ли ее тайну? (Да, это — правда, красота, любовь к людям.)

- Назовите любимого композитора Л.Н. Толстого, фрагменты из музыкальных произведений которого звучали на уроке. (Ф. Шопен. Вальсы.)

- Участником какой войны был Л. Толстой? (Крымской 1853-1856 гг.)

- Каким видом спорта увлекался Толстой?

И другие несложные вопросы, требующие быстрых и лаконичных ответов.

Домашнее задание учитель предлагает на вариативной основе:

1. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества

Л. Толстого на основании исторических событий, свидетелем участником которых он был.

2. Используя учебник и сведения, полученные на уроке, раскрыть процесс становления личности юного Л. Толстого в автобиографической трилогии.

3. Подготовить мини-сочинение «Моя встреча с Л. Толстым».