Цель: дать представление об общественно-политической жизни 80- 90-х годов XIX века и помочь осознать роль творчества А.П. Чехова.
Метод: лекция с элементами беседы; составление конспекта учащимися.
Ход урока
I. Слово учителя.
80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат. Интенсивно развивается капитализм в России, который характеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и вместе с тем — кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западно-европейских государств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге полицейскими была разогнана студенческая демонстрация.
Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Московских ведомостей» (М. Каткова), «Нового времени» (А. Суворина), утрачивает свое прежнее значение и переходит в сторону либерализма народовольничество.
В начале 80-х годов Александр III последовательно осуществляет новый политический курс, следуя рекомендациям оберпрокурора Синода К.П. Победоносцева, министра внутренних дел графа Д.А. Толстого и министра просвещения И.Д. Делянова.
В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями.
В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. — журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А.П. Чехов.
В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина- Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н.С. Лесков.
В литературе того времени происходит обновление тематики — судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.
Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л.Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравственное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.
Литературная деятельность А.П. Чехова также началась в начале 80-х гг. 19 века. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, - сказал он однажды. - В жизни нет сюжета, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».
Чехов пристально вглядывался в обыденное существование рядовых людей. И находил однообразие, отсутствие ярких событий, поступков, порой даже мыслей. Не во внешнем поведении, отношениях, а во внутреннем бытии увидел писатель неоднородные начала жизни. «Новые формы» повествования призваны были выразить потаенные, часто не осознанные героем душевные движения'. В каждом конкретном случае освещались, конечно, неповторимые склонности личности. Но всегда — разные, «смешанные», глубинные. Любая вещь Чехова раскрывала сложный, «подтекстовый» смысл происходящего.
II. Беседа.
- Назовите основные исторические события 80-90 гг. 19 века;
- Какие журналы, газеты выпускались?
- Назовите произведения созданные в этот период. Кто они герои этих произведений?
- Какое место занимает в этот период творчество Л.Н. Толстого, А.П. Чехова?
Домашнее задание.
1. Подготовить рассказ по конспекту.
2. На основе раздела учебника «Особенности художественного мироощущения Чехова» с привлечением собственных примеров из знакомых произведений писателя, ответить на вопрос как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х гг.?
3. Индивидуальные задания. Сообщения:
- Детство и юность А.П. Чехова (используя материал учебника и дополнительный материал: Г.П. Бердников «Чехов». Серия «ЖЗЛ»,- М., 1978)
- Ранний период творчества.
- Творчество 80-90-х гг. 19 века.
- Чехов и театр.