Поурочные разработки по литературе. Вторая половина ХIХ века. 10 класс. II полугодие. Золотарева И.В.

Урок 58 (126). Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы XIX века и ее отражение в литературе

Цель: дать представление об общественно-политической жизни 80- 90-х годов XIX века и помочь осознать роль творчества А.П. Чехова.

Метод: лекция с элементами беседы; составление конспекта учащимися.

Ход урока

I. Слово учителя.

80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат. Интенсивно развивается капитализм в России, который характеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и вместе с тем — кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западно-европейских государств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге полицейскими была разогнана студенческая демонстрация.

Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Московских ведомостей» (М. Каткова), «Нового времени» (А. Суворина), утрачивает свое прежнее значение и переходит в сторону либерализма народовольничество.

В начале 80-х годов Александр III последовательно осуществляет новый политический курс, следуя рекомендациям оберпрокурора Синода К.П. Победоносцева, министра внутренних дел графа Д.А. Толстого и министра просвещения И.Д. Делянова.

В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями.

В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. — журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А.П. Чехов.

В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина- Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н.С. Лесков.

В литературе того времени происходит обновление тематики — судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.

Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л.Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравственное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.

Литературная деятельность А.П. Чехова также началась в начале 80-х гг. 19 века. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, - сказал он однажды. - В жизни нет сюжета, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».

Чехов пристально вглядывался в обыденное существование рядовых людей. И находил однообразие, отсутствие ярких событий, поступков, порой даже мыслей. Не во внешнем поведении, отношениях, а во внутреннем бытии увидел писатель неоднородные начала жизни. «Новые формы» повествования призваны были выразить потаенные, часто не осознанные героем душевные движения'. В каждом конкретном случае освещались, конечно, неповторимые склонности личности. Но всегда — разные, «смешанные», глубинные. Любая вещь Чехова раскрывала сложный, «подтекстовый» смысл происходящего.

II. Беседа.

- Назовите основные исторические события 80-90 гг. 19 века;

- Какие журналы, газеты выпускались?

- Назовите произведения созданные в этот период. Кто они герои этих произведений?

- Какое место занимает в этот период творчество Л.Н. Толстого, А.П. Чехова?

Домашнее задание.

1. Подготовить рассказ по конспекту.

2. На основе раздела учебника «Особенности художественного мироощущения Чехова» с привлечением собственных примеров из знакомых произведений писателя, ответить на вопрос как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х гг.?

3. Индивидуальные задания. Сообщения:

- Детство и юность А.П. Чехова (используя материал учебника и дополнительный материал: Г.П. Бердников «Чехов». Серия «ЖЗЛ»,- М., 1978)

- Ранний период творчества.

- Творчество 80-90-х гг. 19 века.

- Чехов и театр.