Темы:
1. Всепобеждающая сила любви и творчества.
2. Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита».
3. Христианская проблематика в романе.
4. Истинные и мнимые ценности в романе.
5. Добро и зло в романе.
Тезисный план сочинения на тему
Тема ответственности в романе М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
I. Введение
— сложность и многообразие идейной проблематики романа «Мастер и Маргарита»: христианская проблематика, проблема отношений человека и власти, проблема свободы и ответственности;
— что мы понимаем под «ответственностью»; взаимосвязь свободы и ответственности.
II. Основная часть
Тема ответственности решается в двух планах: в сегодняшнем и в вечном:
1. «Московский» мир романа:
1.1. Герои, лишенные чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны:
— за что ответил Берлиоз (воинствующий атеизм Берлиоза, его самоуверенность, компромисс с властью и с собственной совестью);
— наказание «мелкого зла — воздаяние за пакости людям, обделенным нравственностью (Никанор Иванович, Степа Лиходеев, критики Латунский и Лаврович);
— проблема добра и зла в романе (воздает людям «по делам их» Воланд со своей шайкой);
1.2. Герои, способные принять на себя ответственность:
— Иванушка Бездомный, пообещавший «никогда больше не писать», переосмысливший свою жизнь; Мастер, ощущающий груз ответственности за свое творчество и за свою любовь;
— Маргарита, самоотверженно борющаяся за Мастера и его роман; наделенная высшим чувством ответственности (эпизод с прощением Фриды на балу у Воланда).
2. «Ершалаимский» мир романа:
2.1. Понтий Пилат, обреченный на муки совести за свою слабость (когда решалась судьба Иешуа, он «умыл руки»). Пилат искупает свою вину в вечности.
2.2. Иешуа, воплощающий наивысшую степень ответственности, взявший на себя все грехи человечества.
2.3. Особенности трактовки образа Иуды (его московский двойник Алоизий Могарыч).
3. Постановка Булгаковым сложнейших философских проблем и «объемное» изображение, метод «проекции», позволяющий осознать проблему ответственности как одну из вечных и не преходящих.
III. Заключение
Тема ответственности в других произведениях Булгакова: ответственность ученого за свое дело — профессора Персикова в «Роковых яйцах» и профессора Преображенского в «Собачьем сердце»; ответственность человека за свою семью, за своих друзей, подчиненных, за свою страну — Най-Турс, Турбины и их друзья в «Белой гвардии».
Автобиографический аспект проблемы ответственности: ответственность самого Булгакова за свое творчество.