Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие.

Уроки 6—7

Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

Темы:

1. Всепобеждающая сила любви и творчества.

2. Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита».

3. Христианская проблематика в романе.

4. Истинные и мнимые ценности в романе.

5. Добро и зло в романе.

Тезисный план сочинения на тему

Тема ответственности в романе М. А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

I. Введение

— сложность и многообразие идейной проблематики романа «Мастер и Маргарита»: христианская проблематика, проблема отношений человека и власти, проблема свободы и ответственности;

— что мы понимаем под «ответственностью»; взаимосвязь свободы и ответственности.

II. Основная часть

Тема ответственности решается в двух планах: в сегодняшнем и в вечном:

1. «Московский» мир романа:

1.1. Герои, лишенные чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны:

— за что ответил Берлиоз (воинствующий атеизм Берлиоза, его самоуверенность, компромисс с властью и с собственной совестью);

— наказание «мелкого зла — воздаяние за пакости людям, обделенным нравственностью (Никанор Иванович, Степа Лиходеев, критики Латунский и Лаврович);

— проблема добра и зла в романе (воздает людям «по делам их» Воланд со своей шайкой);

1.2. Герои, способные принять на себя ответственность:

— Иванушка Бездомный, пообещавший «никогда больше не писать», переосмысливший свою жизнь; Мастер, ощущающий груз ответственности за свое творчество и за свою любовь;

— Маргарита, самоотверженно борющаяся за Мастера и его роман; наделенная высшим чувством ответственности (эпизод с прощением Фриды на балу у Воланда).

2. «Ершалаимский» мир романа:

2.1. Понтий Пилат, обреченный на муки совести за свою слабость (когда решалась судьба Иешуа, он «умыл руки»). Пилат искупает свою вину в вечности.

2.2. Иешуа, воплощающий наивысшую степень ответственности, взявший на себя все грехи человечества.

2.3. Особенности трактовки образа Иуды (его московский двойник Алоизий Могарыч).

3. Постановка Булгаковым сложнейших философских проблем и «объемное» изображение, метод «проекции», позволяющий осознать проблему ответственности как одну из вечных и не преходящих.

III. Заключение

Тема ответственности в других произведениях Булгакова: ответственность ученого за свое дело — профессора Персикова в «Роковых яйцах» и профессора Преображенского в «Собачьем сердце»; ответственность человека за свою семью, за своих друзей, подчиненных, за свою страну — Най-Турс, Турбины и их друзья в «Белой гвардии».

Автобиографический аспект проблемы ответственности: ответственность самого Булгакова за свое творчество.