Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 25

«…КАРТИНА НРАВОВ, И ГАЛЕРЕЯ ЖИВЫХ ТИПОВ... И КОМЕДИЯ»

(по статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний»)

Цели: сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - произведение замечательное, великолепное по замыслу и исполнению. Оно из разряда произведений «на все времена». Вот как об этом сказал И. А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».

С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии, и, наконец, еще одно интересное явление: долгое время никто из критиков не решался сделать полный, цельный анализ произведения. Критический этюд И. А. Гончарова «Мильон терзаний» появился только почти 50 лет спустя с момента написания комедии. Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставив ее в ряд лучших произведений ХIХ в.

«…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше всего комедия какая едва ли найдется в других литературах…»

«...Как картина, она, без сомнения, громадна <...> В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы».

II. Контрольная работа (тест).

1. Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии «25 глупцов на 1 здравомыслящего человека»?

а) Пушкину:                                          в) Гончарову;

б) Грибоедову                                       г) Катенину.

2. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?

а) скука;                                                 в) несчастная любовь;

б) ссылка;                                              г) болезнь.

3. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий?

а) 3 месяца;                                             в) 5 лет;

б) 3 года;                                                 г) полгода.

4. Кто воспитывал Софью?

а) мадам Розье;                       б) мосье Бопре;                       в) старуха Хлестова.

5. Сколько лет Молчалин жил у Фамусова?

а) год;                                                    в) 5 лет;

6) 3 года;                                               г) 10 лет.

6. Из какого города приехал Молчалин в Москву?

а) из Петербурга;                                 б) из Саратова;                              в) из Твери.

7. Выражение «злые языки страшнее пистолета» принадлежит:

а) Фамусову;                                        г) Чацкому;

б) Лизе;                                                д) Репетилову;

в) Софье;                                              е) Молчалину.

8. Кого в комедии «ученостью не обморочишь»?

а) Молчалина;                                     в) Фамусова;

б) Скалозуба;                                      г) Тугоуховского.

9. В каком учебном заведении, по мнению княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверье»?

а) Петербургский пединститут;

б) Смольный институт благородных девиц;

в) Царскосельский лицей;

г) кадетский корпус.

10. В каком ведомстве служил Молчалин?

а) палата мер и весов;

б) архивы;

в) департамент финансов;

г) управление богоугодных заведений.

11. Какой чин получил Молчалин во время службы в Москве?

а) коллежского асессора;

б) коллежского регистратора;

в) статского советника.

12. Кто из героев комедии является членом «аглицкого клуба»?

13. Каково воинское звание Скалозуба?

14. Закончите следующие строки, определите, каким героям они принадлежат и о ком сказаны.

а) «...и золотой мешок...»;

б) «...ешь 3 часа...»;

в) «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два...»;

г) «А впрочем, он дойдет до степеней известных...».

15. Какими словами начинается комедия?

16. Каким восклицанием заканчивается пьеса?

а) «Карету мне, карету!»

б) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»

в) «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

г) «В деревню, в тетке, в глушь, в Саратов!»

д) «...Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»

17. В комедии два героя-резонера: первый Чацкий, второй...

а) Фамусов;                                             г) Лиза;

б) Молчалин;                                          д) Скалозуб;

в) Софья;                                                 е) Репетилов.

18. Комедия написана:

а) четырехстопным ямбом;

б) разностопным хореем;

в) трехстопным дактилем;

г) вольным ямбом;

д) александрийским стихом.

(Вопросы к тесту взяты из сб. Л. Б. Алиевой, Т. В. Торкуновой. Литература: Тесты. 9 класс. — М, 1998.)

Домашнее задание: ознакомиться с критическим этюдом И. А. Гончарова и сделать записи по следующим пунктам:

1. Что такое вообще «Горе от ума»?

2. «Соль эпиграмм, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не умрет».

3. «Давно привыкли говорить, что нет движения, т. е. нет действия в пьесе. Как нет движения?»

4. «Чацкого роль — роль страдательная <...> хотя она в то же время и всегда победительная».

5. Софья: «смесь хороших инстинктов с ложью <...> путаница понятий, умственная и нравственная слепота...»