Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 37

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». СЮЖЕТ

Цели: познакомить с системой образов романа, особенностями сюжета; обучать работе с текстом.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

1. Беседа.

— Кого можно считать главным героем романа? Почему?

— Какова роль несюжетных и второстепенных персонажей?

— Что позволяет автору объединить их всех в одном романе? (Онегин, по имени которого назван роман, — главный, центральный персонаж. Это безусловно, но он, словно магнит, притягивает других, казалось бы второстепенных, героев, которые помогают раскрыть характер «духовной жаждою» томимого Евгения. Все эти судьбы и характеры создали уникальный образ — образ русского общества I четверти ХIХ в.)

2. Выступления учащихся с цитированием (домашнее задание по рядам).

II. Работа по теме урока.

Драматические судьбы героев романа — отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

Автор:

— незримо присутствует всегда и везде;

— принимает участие в судьбе героев;

— делится с читателями своими мыслями и чувствами;

— рассуждает о нравах и морали общества.

1. Разбор центральных образов романа.

1) Ленский.

— Почему столь значительны строки о приезде Ленского? Какова его роль в романе?

— Зачем Пушкин вводит в роман Владимира Ленского?

— Ленский — поэт. Как подал нам Пушкин творчество юноши-поэта?

— Попробуйте определить жанр «стихов Ленского».

— Почему автор романа вначале иронически отзывается не только о творчестве Ленского, но и о романтизме вообще: «Так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовем...» (ведь еще недавно Пушкин сам был правоверным романтиком!), а затем отказывает стихам Ленского в романтизме, попутно иронизируя над наивным представлением своих современников. о романтической поэзии («Хоть романтизма тут нимало / Не вижу я; да что нам в том?»)?

2) Онегин — проблемный герой, «герой времени».

— Личность его сформировалась в петербургской светской среде. В I главе мы из предыстории уже узнали основные социальные факторы, обусловившие характер Онегина: принятое в те годы воспитание детей из высших слоев дворянства, обучение «чему-нибудь и как-нибудь», первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение 8 лет.

В ранней юности Онегин — «добрый малый, как вы да я, как целый свет».

Характер его показан в движении, в развитии. Уже в I главе мы видим перелом в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни».

— Вспомните затворничество Онегина: его необъявленный конфликт с высшим светом в I главе и с обществом деревенских помещиков — во IIVI главах.

— Найдите слова, которыми вы сказали бы об Онегине и Ленском, сопоставляя их, и составьте словарник антонимов:

Онегин                    Ленский

…                                …

…                                …

…                                …

— Кто выигрывает от антитезы: Онегин — Ленский? Какими видятся нам Ленский и Онегин в дружбе? Испытания дружбой Онегин не выдержал. Причина — его неспособность «жить чувством».

Вот так описывает Пушкин его состояние перед дуэлью:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь...

На именинах Татьяны он также показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Лишь после убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».

— А как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?

Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Но как человек благородный и душевно тонкий, он сумел увидеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Однако смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека. И в любви он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока полюбить (с. 168 хрестоматии).

И только трагедия (смерть Ленского) смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

— Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге?

Это новый этап в духовном развитии героя: он преобразился, впервые испытав настоящее чувство, но оно обернулось для него любовной драмой; теперь уже Татьяна не может (не нарушив супружеского долга) ответить на его запоздалую любовь.

Теперь его разум побежден, он любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил или не сделался поэтом...».

— Почему Автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств?

Именно любовью и дружбой, по мнению Пушкина, испытывается человек, именно они раскрывают богатство души или се опустошенность.

3) «Татьяны милый идеал...».

— Нужны ли в романе сестры Ларины? Как входят в роман героини?

— Почему они производят столь контрастное впечатление? Причем каждая из них может расположить к себе, полюбиться читателю или, напротив, в чем-то покоробить...

— Почему для одних Ольга «мила», иные же не могли отделаться от иронической улыбки, читая о ней?

— В чем, может быть, с особенной резкостью сказалось отношение поэта к Ольге?

— Необходима ли Ольга в романе?

— Как входит в роман Татьяна?

— В каком признании выражено отношение Пушкина к Татьяне? К чему это извинение: «Простите мне: я так люблю...»? В какой строке отзовется эта пушкинская влюбленность в героиню романа?

— «Татьяны милый идеал...». Действительно ли идеален образ Татьяны?

— Почему строки, посвященные Татьяне, так завораживают? Можно ли их переложить на музыку?

— П. И. Чайковский, создавая оперу «Евгений Онегин», первоначально намеревался назвать ее именем героини романа — «Татьяна Ларина», обозначив жанр своего произведения как «лирические сцены»; оправдано ли это?

— Татьяна поразила и даже отпугнула своею «странностью» современников. А вас?

— Каков же мир Татьяны? Как дорисовывает его поэт в последних главах романа? Случайно ли «снится чудный сон Татьяне»? Почему этот сон так страшен? Перечитаем третью строфу V главы:

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут...

— К чему это отступление?

— Вспомните «московские» страницы седьмой главы: случайно ли Татьяна оказывается в Москве, только ли «ярмарка невест» объясняет ее появление в первопрестольной? И почему именно на этих страницах мы слышим: «Москва! Как много в этом звуке...»?

— А какие страницы, посвященные любимой героине поэта, особенно пленительны?

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.

— Что самое удивительное в нем?

— Меняются ли интонация, смысл пушкинского романа после признания Татьяны?

— В чем автор оправдывает героиню: «За что ж виновнее Татьяна?»

— Почему Татьяна, по воле автора, приходит в усадьбу Онегина, уединяется в его кабинете?

— В чем трагизм образа Татьяны?

В одиночестве героини и обреченности ее романтической любви. Письмо Татьяны — это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение «идеальности» героини.

— А «Письмо Онегина»? Какие его строки потрясли вас особенно?

— Сравните два письма: какое из них трагичнее, поэтически сильнее?

— Апофеоз образа Татьяны (с. 171—174 учебника). Как передал поэт перемены в ней? Как вы их объясните?

— Что же — Татьяна, «законодательница зал», подчинилась «свету»?

— Почему так потрясает монолог «А мне, Онегин, пышность эта...» (с. 173, строфа XLVI). Почему так трогают, остаются в памяти эти строки?

Образ Татьяны — вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

2. Составление опорной схемы.

3. Разбор особенностей сюжета романа.

I особенность:

II особенность:

III особенность:

Образ повествователя раздвигает границы конфликта — в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

4. Пересказ статьи хрестоматии (с. 157) (домашнее задание).

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

2) вопрос 5 (с. 180) — устно (об иллюстрациях к роману);

3) подготовиться к итоговому тесту по творчеству А. С. Пушкина.