Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 39

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ: ЖИЗНЬ И СУДЬБА.

ДВА ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА: ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ

Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?

— Как сложилась его судьба?

С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5—8 классах, поэтому вспоминают биографию.

— Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?

2. Чтение и анализ стихотворений.

1) «И скучно и грустно, и некому руку подать...».

— Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.

Да, это элегия, но — лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец — к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?

2) «Душа моя мрачна...».

Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова — Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническос» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна...».

Почему в лирике Байрона — а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, — русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона — Лермонтова «Душа моя мрачна...»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «...Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?

И вновь — возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская мировая скорбь) в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ тюрьмы в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова — символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)

3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира» (с. 183—1 84).

4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.

Пушкин

Лермонтов

— преображение человека в пророка;

— ясный гармоничный миф;

— богатство, разнообразие мира;

— торжество будущей и настоящей жизни

— мир отвергает пророка для службы человечеству;

— «мир страданий и слез»;

— контраст света и тени, добра и зла;

— отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей

Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» — эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение — арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.

— Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.

5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове (с. 181—182) с элементами конспектирования по вопросам.

— Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?

— Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?

— Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?

— Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными (вопрос 3 учебника-хрестоматии, с. 182—183). (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);

2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;

3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта».