Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 41

ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Цели: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; обучение анализу стихотворения.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания, работа по теме урока.

1. Выступления учащихся.

2. Слово учителя.

Вам не показалось, что идеальные образы Лермонтова слишком абстрактны, витают в облаках? Входит ли в его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить?

Россия в поэзии Лермонтова... Сравните его стихотворения, посвященные родине.

В ранней лирике:

— родина — земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»);

— ощущение дисгармонии («Монолог»);

— образ идеальной романтической отчизны («Отрывок»);

— отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»);

— обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой...»).

В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в Россию.

3. Анализ стихотворений.

1) «Прощай, немытая Россия».

— В чем секрет особенной мощи, пронзительности восьми строк этого стихотворения?

— Проанализируйте эпитет «немытая Россия».

— Какую черту империи автор отмечает как главную?

— Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?

2) «Родина».

— Сравните предыдущее стихотворение с совершенно иным произведением Лермонтова о России, с его «Родиной».

— Как встретили вы первую строку стихотворения? Ведь она равна всему стихотворению.

— Какой ритм придал поэт последующим строкам? Почему так неторопливы и величавы, раздольны строки «Родины»?

— Соотнесите первую строку со стихотворением в целом. Что произошло с лермонтовской формулой «странная любовь»?

До Лермонтова ни один поэт не определял так свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову... Вы заметили это? Да, лермонтовское «но»!

После войны на Кавказе (1840 г.) Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом — «Родина» (1841 г.), начатая возражением тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...»), хотя новая, без патетики любовь к родине еще непривычна и поэт сам называет ее «странною». Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне Лермонтов рассказывает при помощи прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков».

В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «С отрадой, многим незнакомой», «смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, что автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет...

«Родина» — образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия наличной жизни — такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого 6- и 5-стопного ямба на самый привычный — 4-стопный.

II. Итог урока.

Мы оценили «странную любовь» поэта к Родине в контрастности обращенных к ней стихотворений; отметили бескомпромиссность отповеди «Прощай, немытая Россия» и простодушие любви, непосредственность слияния лирического «я» поэта с просторами России в образах и ритмике «Родины».

«Чета белеющих берез» стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым; любовно написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.

Домашнее задание:

1) стихотворение «Родина» наизусть;

2) подготовить комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива...» (1837 г.), «Выхожу один я на дорогу...» (1841 г.);

3) индивидуальное задание: история создания стихотворения «Ветка Палестины».