Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 58

ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ

«НЕКРАСОВ И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКИ О ПОЭТЕ И ПОЭЗИИ»

Цели: уточнить, в каком направлении разрабатывал Некрасов тему поэта и поэзии в сравнении с поэтами и писателями предшествующего времени.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Начало расцвета некрасовского поэтического таланта совпало с годами самого мрачного произвола, черной реакции.

«Темная семилетняя ночь пала на Россию», — говорил Герцен, вспоминая эти ужасные годы. Цензура теперь на корню изводила любой намек на вольномыслие. Запрещались самые безобидные статьи, калечились стихотворные строки, в которых лишь подозревалась правда о положении крестьянства в России. Но уже никакие преграды не могли остановить движение революционно-демократической мысли. И выразителем ее в поэзии был Некрасов. Даже в те годы, когда, казалось, дышать не в такт правительству было запрещено, поэт сумел опубликовать такие остросоциальные произведения, как «Новый год», «Памяти Белинского», «Муза», «Блажен незлобивый поэт...», «Несжатая полоса» и другие. Многие стихотворения Некрасова увидели свет позже, а классическое «Вчерашний день, часу в шестом...» было напечатано лишь после смерти автора.

Неторопливым, привычным слуху ямбом ведет поэт свой на первый взгляд равнодушный рассказ:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

Повествование прерывается неожиданным обращением к Музе:

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Автор энергичным окликом «Гляди!» заставляет нас перечитать и пережить, передумать все стихотворение. Тайный смысл его проступает через «случайную» уличную сцену после нового возвращения к тексту. И громче, отчетливее звучит мысль о предназначении поэта.

В лирике Некрасова тема общественного назначения поэта всегда играла ведущую роль. Никто так часто не обращался к образу Музы, как Некрасов. Какой поэтической и гражданской смелостью одухотворены стихотворения Некрасова, посвященные столь традиционной теме! В одном из первых своих зрелых произведений — «Муза» — Некрасов с начальной же строки вступает в спор с Пушкиным, в те годы возведенным в ранг поэта «чистого искусства». Стихотворение начинается антитезой, тезис к которой заложен в одном из ранних стихотворений Пушкина того же названия и в другом «Наперснице волшебной старины».

Нет. Музы, ласково поющей и прекрасной.

Не помню над собой я песни сладкогласной!

В небесной красоте, неслышимо, как дух,

Слетая с высоты, младенческий мой слух

Она гармонией волшебной не убила,

В пеленках у меня свирели не забыла,

Среди забав моих и отроческих дум

Мечтой неясною не волновала ум

И не явилась вдруг восторженному взору

Подругой любящей в блаженную ту пору,

Когда томительно волнуют нашу кровь

Неразделимые и Муза и Любовь...

Муза Некрасова несет в себе черты народного страдания, скорби народной как свое природное начало.

Стихотворение «Поэт и гражданин», открывшее сборник 1856 года, продолжало главную мысль пушкинского произведения «Поэт и толпа» о независимости поэта от власть имущих, о его высокой общественной миссии... Требование активного вмешательства в жизнь, признание преобразующей роли литературы — вот ключевые позиции некрасовского Гражданина.

Форма диалога позволяет Некрасову четко раскрыть позиции Поэта, пребывающего в бездействии, в мире поэтических грез, и Гражданина — его антипода, думающего об общем благе.

Осуждая уход от жизни, от «житейских волнений», Гражданин призывает Поэта отказаться от бестолковых поэм, элегий, зная, что продолжается период «мрачного самовластия». В такое время особенно возрастает роль литератора, могущего пробудить людей от долгой спячки, вдохновить их на служение обществу:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой,

Ему нет горше укоризны...

И далее страстный призыв:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупрёчно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Устами Гражданина Некрасов выражает свои мысли и убеждения о назначении поэта:

Будь Гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Поистине это речь трибуна, провозглашающего высокое назначение поэта. Идея стихотворения выражена в двух строках, ставших афоризмом:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан...

Свою революционную роль, неразрывную связь своей поэзии с народом Некрасов понимал сам. Он подчеркнул ее и в итоговом произведении цикла о поэте и назначении поэзии — в «Элегии» (1874 г.):

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен...

2. Формулировка тезиса-рассуждения к домашнему сочинению.

Как видите, и для Некрасова, и для его предшественников мысль о служении народу, о пророческом назначении поэзии является общей.

А что же нового внес Некрасов в раскрытие этой темы и что было общего у него с другими поэтами?

1) Прямое декларативное заявление об общественной, гражданской роли поэта («Гражданин» Рылеева; «Поэт и Гражданин» Некрасова).

2) Образ Музы, руководящей поэтом: Муза Пушкина (начало 8-й главы «Евгения Онегина») и Муза Некрасова («Вчерашний день, часу в шестом...»).

3) Образ поэта, данный в различных противопоставлениях:

— поэт, томимый «духовной жаждой», и поэт-пророк («Пророк» Пушкина);

поэт, «воспламеняющий бойца для битвы», и поэт, забывший о своем великом назначении («Поэт» Лермонтова);

— поэт обличитель общественных пороков, и поэт, парящий высоко над жизнью (размышление о двух типах поэтов в 7-й главе «Мертвых душ» Гоголя; «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и Гражданин» Некрасова);

— поэт, отстаивающий свою независимость от мнения толпы, не посвященной в тайны искусства, — и толпа, диктующая ему свою волю («Поэт и толпа» Пушкина, «Пророк» Лермонтова, «Элегия» Некрасова);

— поэт и народ («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкина и «Элегия» Некрасова).

Вывод. Некрасов в разработке темы поэта и поэзии был преемником и продолжателем великих русских поэтов и писателей предшествующего времени.

II. Итог урока.

Домашнее задание:

1) написать домашнее сочинение «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии»;

2) биография (с. 302—304);

3) подготовить наизусть одно из стихотворений, предложенных в учебнике (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»); ответить устно на вопросы 8—10;

4) подготовить индивидуальное сообщение об Островском.