Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Уроки 68—69

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК.

СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК «МОЙ СОВРЕМЕННИК»

Цели: познакомить учащихся с очерком как жанром публицистики, с его разновидностями; развивать монологическую речь.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Чтение сочинений-миниатюр с последующим рецензированием учителя.

II. Лекция учители «Как писать сочинение-очерк?»

Прослушанные работы свидетельствуют о глубоком понимании вами изученного произведения Л. Н. Толстого. А что если вы сравните жизненный опыт Николеньки со своим собственным? Ведь многим из вас практически столько же лет, что и герою трилогии. А сравнение это мы попытаемся воплотить в сочинении-очерке о себе или своем современнике.

Что же такое очерк?

Очерк — это жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

— Как вы считаете, почему сочинение на указанную тему целесообразнее писать в жанре очерка?

— Почему указанная тема может считаться общественно значимой?

Очерк очень похож на рассказ, поэтому можно использовать разные формы изложения: описание, повествование, рассуждение, диалог. Очерк ярко выявляет личность автора.

Существуют такие разновидности очерка:

1) путевой очерк — проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями;

2) проблемный очерк — автор рассуждает о важных и острых идейно-политических, экономических, эстетических или нравственных вопросах;

3) портретный очерк — в центре такого очерка человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, и, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка.

— Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?

— Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?

— Вспомним, как нужно конструировать публицистическую речь.

Публицистический стиль речи допускает:

1) публицистическую лексику: «идеалы добра», «переломные годы», «свобода и независимость» и т. д.;

2) повторы: «давным-давно», «молодо и свежо» и т. д.;

3) антитезы (сила — слабость; вера — безверие);

4) риторические вопросы (например: «Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?»);

5) побудительные и восклицательные предложения («Представьте себе...», «Вспомните...» и т. д.);

6) сопоставительные и противопоставительные конструкции («как молодые, так и взрослые люди...»).

— О чем же мы будем писать, размышляя о своем современнике? Рассмотрим основные, ключевые вопросы к теме.

• Чем отличается жизнь современного молодого человека?

• Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?

• Есть ли среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?

• Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?

• Проще или сложнее, по сравнению с веком ХIХ, стала жизнь твоего сверстника?

• Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди ХIХ в.?

III. Написание сочинения-очерка «Мой современник».

Домашнее задание:

1) завершить работу над сочинением;

2) читать рассказ А. П. Чехова «Анна на шее»;

3) индивидуальное сообщение об А. П. Чехове.