Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Тест 4. ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Вариант I

1. Стихотворение «На смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели А.С. Пушкина, а во второй — гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каждой части:

а) элегия; в) эпиграмма;

б) эпитафия; г) памфлет?

2. Какие из стихотворений Лермонтова можно отнести к теме родины:

«Молитва»; «Бородино»; «Когда волнуется желтеющая нива»; «Дума»; «Родина»; «И скучно, и грустно»; «Пророк»; «Жалобы турка»; «Прощай, немытая Россия»; «Тучи»?

3. Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные стихотворения и поэмы Лермонтова (романтический, реалистический):

• «Мныри», «Демон», «Что толку жить»;

• «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание»?

4. Соотнесите название стихотворения и его жанр:

а) «Перчатка»; 1) элегия;

б) «Родина»; 2) баллада;

в) «Наполеон»; 3) послание;

г) «Бородино»; 4) дума;

д) «Н.Ф. Ивановой»; 5) сюжетное стихотворение.

5. С какой целью М.Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения «Героя...»:

• дает возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю дуэли» человека;

• стремление к оригинальности;

• для того чтобы пробудить интерес читателя к герою;

• постепенное — от «внешнего к внутреннему» — раскрытие характера главного героя?

6. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимовичем ? Он:

• не наблюдателен;

• не способен к обобщениям;

• не мог быть объективен в описании внешности Печорина;

• слишком прост, не может понять Печорина, так как тот — человек другого круга?

7. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки («Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели...»; «Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умираюшей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление...»):

• изображение красоты Кавказа;

• углубление характеристики героя;

• изменение душевного состояния героя;

• плавное развитие сюжета?

8. Г.М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем».

• Как вы понимаете мысль о том, что «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы»? Согласны вы с нею?

• Какие по жанру пьесы поставил Печорин и сыграл в них «главную роль»? Есть ли среди них комедия, драма, трагедия, фарс?

• Какая из поставленных и сыгранных Печориным пьес ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает своё истинное лицо?

9. В. Котельникова считает, что в «Герое...» Печорин намеренно помещен в «излюбленные места действия романтических стихотворений Лермонтова».

• В каких местах происходит действие романа «Герой нашего времени»? Могли бы вы назвать их романтическими? Почему?

• В каких стихах Лермонтова встречаются эти же места?

• О чем свидетельствует отмеченный исследователем факт?

10. И.А. Гурвич утверждает, что Печорин, «пишущий» журнал, «предельно искренен, доходя до запретных откровений, до признаний цинического свойства; это обнажает контрасты его характера, крайности его нравственного облика»

• Действительно ли Печорин в своем журнале «предельно искренен»?

• Встречали ли вы в романе «запретные откровения», «признания цинического свойства»? Если да, приведите примеры.

• Что вы понимаете под «крайностями» нравственного облика героя? Проиллюстрируйте примерами из биографии Печорина.

11. Исследовательница Е.Н. Михайлова утверждает:«В натуре Печорина столько скрытой способности чувствовать и увлекаться, что «игра», разгораясь все дальше, то и дело задевает за эти подлинные стороны его существа».

• Действительно ли в Печорине скрыта способность «чувствовать и увлекаться»? В каких эпизодах романа она проявляется наиболее ярко?

• О какой «игре» говорится? Разве может «игра» задевать «подлинные стороны» человеческого существа?

12. «Максим Максимыч — диаметральная ему противоположность. Ничто так не чуждо бесхитростному штабс-капитану, как критицизм мысли, анализирующей явления, подвергающей их испытанию и оценке. Его отношение к жизни наивно, бессознательно, стихийно. Но в структуре повествования он занимает то же место, что и Печорин» (В.М. Маркович).

• В чем, на ваш взгляд, проявляется то, что Максиму Максимычу чужд «критицизм мысли»?

• Согласны ли вы с тем, что отношение Максима Максимыча к жизни «наивно, бессознательно, стихийно»? Обоснуйте ответ.

• Верно ли, что Максим Максимыч занимает в романе «то же место, что и Печорин»?

13. Исследователь К.Н. Григорьян пишет: — «В «Герое нашего времени» Грушницкий противостоит Печорину не только по своей жизненной позиции, но и в плане эстетическом. В лице Грушницкого автор разоблачая ложную романтику, мнимый идеализм типов, которые охотно драпируются в романтическую одежду, но которые по натуре враждебны истинному романтизму».

• Что вы понимаете под «истинным романтизмом» относительно персонажа литературного произведения?

• Можете вы согласиться с тем, что в лице Грушницкого Лермонтов «разоблачил ложную романтику»? Обоснуйте ответ.

• Как в романе показано то, что Грушницкий «драпируется в красивую романтическую одежду»?

14. Прочитав «Героя нашего времени», Николай / написал: «Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер...»

• Какие характеры «Героя нашего времени» могли, на ваш взгляд, показаться императору «презренными»? Почему?

• Может быть, такие романы, как «Герой нашего времени», на самом деде «портят характер»? Обоснуйте свой ответ.

 

Вариант II

1. Какие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А.С. Пушкина'.

• мотив одиночества;

• тема Родины;

• историческая тема;

• мотив изгнанничества;

• тема поэта и поэзии;

• мотив обманчивости красоты?

2. Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:

• «В пространстве брошенных светил»;

• «Под ним Казбек, как грань алмаза».

3. Какой композиционный приём использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...»:

• сопоставление;

• повтор;

• противопоставление;

• обрамление?

4. Кому посвящен цикл любовных стихотворений, написанных М.Ю. Лермонтовым в 1830— 1832 гг.:

• В. Лопухиной;

• Е. Сушковой;

• Н. Ивановой;

• А. Столыпиной?

5. Расположите главы романа в хронологическом порядке:

• «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Тамань»;

• «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мэри», «Бэла»;

• «Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина;

• «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «княжна Мэри», «Фаталист».

6. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью:

• Ф. Шиллера «Коварство и любовь»;

• А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов»;

• В. Скотта «Шотландские пуритане»;

• Дж. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»;

• Мюссе «Исповедь сына века»?

7. «...Композиция «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и жизнь Печорина» (Г.М. Фридлендер).

• Как вы понимаете мысль о «дробности» композиции романа Лермонтова? Можете ли вы с нею согласиться? Если да, проиллюстрируйте эту мысль обращением к тексту «Героя нашего времени».

• Прокомментируйте мысль критика о «дробности» жизни самого Печорина. Можете вы с нею согласиться? Аргументируйте ответ.

8. «Лермонтов сближает Печорина с могучей и великолепной стихией Кавказа так же, как сближал с нею своего лирического героя, как породнил с этой стихией Мцыри» (В. Котельникова).

• Как показана в романе Лермонтова «могучая и великолепная стихия Кавказа»?

• Можете вы «огласиться с тем, что писатель «сближает» своего героя с этой стихией? Обоснуйте свой ответ.

• Действительно ли Печорин и Мцыри — близкие друг другу по духу герои? В чем вы это заметили и как это характеризует Печорина?

9. Критик А. Григорьев, отвергая бытовавшее мнение о «комедийности» характера Печорина, писал: «...основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уж не смешны».

• Можете вы согласиться с тем, что основы характера Печорина страшны? Если да, то в чем вы это увидели?

• Вы согласны с тем, что в характере героя нет ничего смешного? Аргументируйте ответ.

10. Е.Н. Михайлова, говоря о Печорине, замечает: «Сухой себялюбивый эгоизм вовсе не является его идеалом...»

• В каких эпизодах романа эгоизм Печорина проявляется наиболее отчетливо? Проанализируйте эти эпизоды.

• Действительно ли эгоизм - не идеал Печорина? Чем вызван «сухой себялюбивый эгоизм» героя? Может быть, модой?..

11. Литературовед В.М. Маркович утверждает: «Мы убеждаемся, что в любой ситуации Печорин ведет себя как явный индивидуалист, по собственной воле, сознательно и целеустремленно идущий путем зла».

• Можете вы согласиться с тем, что Печорин в любой ситуации ведет себя как «явный индивидуалист»? Обоснуйте свое мнение.

• Только ли «путем зла» идет Печорин? Нет ли в его жизни примеров «пути добра»?

12. В критике, посвященной роману Лермонтова, есть мнение, что «Грушницкий в ряде моментов ... будто бы повторяет особенности образа Печорина. Три черты связывают эти образы между собой...».

• Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то о каких трех чертах, повторяющихся в Грушницком, может идти речь?

• Может быть, перед нами герои, близкие друг другу по характеру, образу мыслей, поведению, герои одного времени?

13. Современник Лермонтова критик С.Бурачок писал о «Герое нашего времени»: «Весь роман-эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов, так что философии, религиозности, русской народности и следов нет».

• Что могло привести С. Бурачка к мысли, что «роман — эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов»?

• Вы можете согласиться с таким утверждением или готовы его опровергнуть?

14. Литературовед Н.К. Ломунов пишет: «Заглавие романа Лермонтова оказалось крылатым. Поэт сумел рассказать о судьбе своего поколения с такой силой правды и с таким искусством, что мы невольно сравниваем героев, нашего времени с его героями, сопоставляя свою и их жизнь...»

• Вы согласны с тем, что Лермонтов рассказал «о судьбе своего поколения» с большой силой правды и большим искусством? Аргументируйте свой ответ.

• Верно ли, что Печорина можно сравнивать с героями нашего времени? Если да, то по каким вопросам, приметам возможно такое сравнение?