Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 44. Классное сочинение обучающего характера. Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»

Цель урока: совершенствование навыков написания творческой работы.

Ход урока

I. Работа с черновиками

Класс прослушивает и обсуждает несколько вариантов черновых работ. Совместно обсуждаются достоинства и недостатки сочинений, пути исправления ошибок.

II. Ученики редактируют свои черновики

III. Написание белового варианта сочинения

Домашнее задание

Подготовиться к обзору романа «Герой нашего времени». После предварительного прочтения учащиеся выполняют задания в группах.

Группа 1 — «Бэла». Выборочный пересказ с элементами анализа на тему «Печорин в представлении Максима Максимыча».

Группа 2 — «Максим Максимыч». Сделать художественный пересказ портрета Печорина, сохранив композицию описания, введя психологические комментарии автора к отдельным портретным деталям и употребляя авторские метафоры, эпитеты, сравнения.

Группа 3 — «Тамань». Аналитически сжатый пересказ повести.

Группа 4 — «Княжна Мери». Выборочный пересказ на тему: «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?».

Группа 5 — «Фаталист». Сжато пересказать повесть, ответить на вопрос: сделался ли Печорин фаталистом (словами текста).