Твардовский Александр Трифонович 1910–1971
Василий Теркин
Поэма «Василий Теркин» по жанру – сплав эпоса и лирики, юмора и патетики, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией.
Главные герои: автор-рассказчик, Василий Теркин и др.
Поэма Твардовского имеет свободный сюжет, позволяющий включать или выключать, а также переставлять главы без особого ущерба для смысла.
Особенностью поэмы является то, что она включает 29 самостоятельных глав, связанных между собой образами автора-рассказчика и Василия Теркина.
Автор, описывая войну, подчеркивает, что те, кто отправился на подвиг, – не герои от рождения, это обычные молодые ребята:
Поглядеть – и впрямь – ребята!
Как по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.
Некоторые впервые участвуют в военных событиях: «Желторот этот стриженый народ». Но отсвет героизма лежит на их лицах. И речь поэта поднимается до лирического пафоса. Он подчеркивает, что подвиг современников является продолжением славных традиций русских воинов прошедших столетий:
Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи – отцы.
Что путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Автор-рассказчик в полушутливой форме говорит об участии Теркина в войне.
Кульминацией, мажорной нотой главы являются слова:
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ…
От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы,
Твой народ, Россия.
Теркин полушутя полусерьезно мечтает о том, как после победы вернется в родные места. И как бравый солдат, он считает, что его заслуги достойны награды. Но, проявляя скромность, он не просит орден, а «согласен на медаль». Эта медаль нужна бравому воину, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение, как он героем будет держаться с односельчанами, рассказывая о войне, о своих подвигах. И никто бы не осудил героя за хвастовство:
И явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я «Казбек»…
…И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только б слушали девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
Беспечным, лукавым весельчаком выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурящих фронтовых друзей. Атмосфера молодого веселья сменяется возвращением к суровой реальности:
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.
Автор показывает, что путь даже к самому простенькому человеческому счастью проходит через борьбу, а судьба каждого человека слита с судьбой его страны, и счастье каждого невозможно без счастья народа. Вот та глубокая мысль, которая лежит в основе этой веселой сценки.
Теркин понимает, как важно на войне оставаться человеком, а не просто воином. Он умеет поднять настроение товарищей, добивается, чтобы они взглянули на мир иными глазами.
Звуки музыки внезапно разбудили воспоминания бойцов о доме, о праздниках. Сменилась мелодия и начинается лихая солдатская пляска. Автор очень выразительно дает понять, что никакие испытания войны, ни кровь, ни смерть не могут заглушить силу жизни, бодрость духа солдат.
Хоть бы что ребятам этим,
С места – в воду и в огонь.
Музыка и пляски развеяли угрюмость и суровость двух танкистов, которые потеряли в бою своего командира. Они дарят Теркину гармонь:
– Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту… —
– Что вы, хлопцы, как же так?..
– Ничего, – сказал водитель, —
Так и будет. Ничего.
Командир наш был любитель,
Это – память про него.
Этими словами автор подчеркивает, что память о мертвых не нуждается в застывших памятниках, она – в делах и борьбе живых. Так в главе «Гармонь», как и во всей поэме, утверждается сила и неистребимость жизни, преемственность высокого подвига «ради жизни на Земле».
Автор говорит о важных понятиях, используя бытовые примеры:
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить —
Я не спорю – тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак.
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
В тоне высокой патетики заканчивает автор главу «Поединок»:
Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.
На войне не всегда должна соблюдаться субординация. Теплые человеческие отношения характеризуют строки:
На прощанье
Обнялись они, мужчины:
Генерал-майор с бойцом, —
Генерал – с любимым сыном,
А боец – с родным отцом.
Твардовский поет, может быть, с грустью, гимн любви: материнской, девичьей, женской… И чем труднее в бою ребятам, тем нежнее они вспоминают о своих матерях, женах, девушках.
Пишет автор и о женщинах, оставленных дома. Он рассказывает об их нелегком труде дома, в семье, на работе:
Жены думают, любя,
Что иное слово
Все ж скорей найдет тебя
На войне живого.
Описывая женские судьбы, взаимоотношения между мужьями и женами в довоенное время, автор не забывает о Теркине. Он сетует, что Василия никто в дорогу не провожал, но верит, что какая-то девушка еще полюбит его. И просит автор за своего героя:
Полюбите молодца,
Сердце подарите,
До победного конца
Верно полюбите!
Твардовский хотел еще раз подчеркнуть обобщающий образ Теркина – веселого, удалого бойца. В главе каждый из двух встретившихся Теркиных хочет доказать, что именно он тот самый Теркин. Начинается спор-соревнование:
Чуть обидно, да приятно,
Что такой же рядом с ним.
Непонятно, да занятно
Всем ребятам остальным.
Этот спор разрешает мудрый старшина:
Что вы тут не разберете?
Не поймете меж, собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.
Твардовский описывает, как в первые годы войны о Теркине еще не все знали. Но популярность этого бойца стала расти. Теперь каждый знал о Теркине. Обобщая образ бойца, автор говорит:
Все худое он изведал,
Он терял родимый край
И одну политбеседу
Повторял:
– Не унывай!
С первых дней годины горькой
Мир слыхал, сквозь грозный гром
Повторял Василий Теркин:
Перетерпим. Перетрем…
Автор с большой любовью относится к своему герою. Он верит и выражает уверенность в том, что благодаря мужеству, находчивости, отваге таких русских солдат, как Теркин, война будет выиграна:
Праздник близок, мать-Россия,
Оберни на запад взгляд:
Далеко ушел Василий,
Вася Теркин, твой солдат.
…Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Обобщая образ героя и автора, Твардовский говорит об их дружбе (героя и автора):
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Подводя итог всей книге, Твардовский правдиво и откровенно говорит о своей цели:
Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей.
И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX в.
План произведения
1. Герой поэмы произносит монолог, где раскрывает свой характер.
2. Трудность переправы под вражеским огнем. Среди достигших противоположного берега и Василий Теркин.
3. Бойцы останавливаются переночевать в деревне, находящейся в тылу врага.
4. Теркин ранен. Он попадает в медсанбат.
5. Герой рассуждает о том, как приятно вернуться домой с наградами.
6. Теркин играет на гармони. Музыка согревает души бойцов.
7. Герой поэмы предстает перед читателем в сравнении со стариком, ветераном прошлой войны.
8. Мысли героя поэмы о незначительных потерях на войне (кисет, шапка) и о главной потере, которую нельзя допустить (речь идет о потере Родины).
9. Теркин бьется с немцем один на один.
10. Он из винтовки сбивает самолет.
11. Генерал вызывает бойца к себе и вручает за этот подвиг орден.
12. Теркин среди других солдат ведет бой в болотной местности.
13. Автор описывает мечты героя об отдыхе.
14. Взвод, где служит Теркин, переходит в наступление.
15. Раненый Василий на поле боя разговаривает со смертью.
16. Встреча Теркина со стариком и старухой.
17 Дорога на Берлин, которой идут русские солдаты.
18. Солдаты моются в бане. Их тела украшают шрамы, а гимнастерки – ордена.
19. Автор прощается со своим героем.