10 000 самых лучших сочинений

А. С.ПУШКИН

«СУЩЕСТВО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, НАТУРА ГЛУБОКАЯ...» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Великий русский критик и мыслитель В. Г. Белинский писал о Татьяне Лариной, героине романа А. С. Пушкина, что это — «существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная».

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки», Марья Гавриловна из «Метели»...

Видимо, Мария — любимое женское имя поэта. Ведь и свою старшую дочь он назвал Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.

Поэт много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.

Во внешнем поведении Татьяны не было ничего исключительного, она во многом похожа на других девушек. В этом-то и вся ее узнаваемость. Так же как и они, Татьяна «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», так же как и их, ее «тревожили приметы». Но было с детства много такого, что отличало ее от других:

Но куклы даже в эти годы

Татьяна в руки не брала;

Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.         

С раннего возраста она отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые ему не нравились в женщинах.

Много строк посвящено роли книг, которые были для Тани целым миром, сформировали ее лучшие чувства. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, то Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная, разве поэту может такая не нравиться?

Один из самых аристократичных людей своего времени, Пушкин любил деревенскую простоту. В одной из повестей он пишет, что уездные барышни — просто прелесть. Они воспитаны на чистом воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам. И Пушкин подчеркивает, что существенное достоинство таких девушек — их самобытность.

Сказано как будто о Татьяне. По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице первой признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

С раннего девичества Татьяне присуще постоянство характера. Когда она становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь. И любовь к Евгению по-прежнему хранит в душе. Пушкину все нравится в Татьяне:

 

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

 

В произведениях Пушкина вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которому он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от своего жениха и сумевшая попасть ради него к самой царице. Наконец, Татьяна, которая с твердостью говорит:

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Проходят эпохи, меняются моды, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других «пушкинских девушек» милыми: чистота, благородство, верность.

В искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», все более изумлялся чудесной девушкой, оживавшей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью...» Для Пушкина собственная героиня становится «милым идеалом».