Литература: 55+15 школьных сочинений. 9—11 классы.

Сочинения на свободные темы

Тема: Край родной, навек любимый...

Человек и природа, человек и земля — эта тема в наше время вызвана к жизни нравственно-этическими мотивами. Строятся новые заводы, сооружаются гигантские станции, проводятся газо- и нефтепроводы. Все это можно назвать техническим прогрессом. Но это — с одной стороны. А с другой — именно по этой причине гибнут леса, загрязняются водоемы, разрушается живая природа. Много лет мы твердили, что человек — хозяин природы, но именно этот хозяин зачастую оставляет после себя бесплодные, безжизненные пространства.

О природе, о ее красотах написано много произведений. К этой теме обращались и обращаются писатели и поэты. Взаимоотношения человека и природы волновали С. Есенина и Н. Заболоцкого, М. Пришвина и К. Паустовского, В. Астафьева и В. Белова, Ч. Айтматова и В. Щукшина.

Так, в повести М. Пришвина «Жень-шень» всего два персонажа: китаец Лувен и рассказчик; но героями являются и деревья, и скалы, и олени, и ручей, — словом, вся природа. Именно Лувен при содействии природы исцеляет рассказчика от одиночества и разочарования, которые охватили его, русского человека, после японской войны. Природа вернула лирического героя к жизни, он излечился от своих душевных недугов.

Автор разглядывает «тайны природы». Герои молчат и слушают тишину. Но это только кажущаяся тишина. На самом деле природа разговаривает, поет, живет. «Что было в тишине при нашем долгом молчании? Бесчисленное множество, неслыханное, невообразимое число кузнечиков, сверчков, цикад и других музыкантов устраивали, все время играя, эту тишину: их совсем не слышишь, если найдешь в себе равновесие для спокойной и свободной мысли. А может быть, все эти бесчисленные музыканты своей музыкой так делают, что сам по-своему принимаешь в ней участие, перестаешь их замечать, и оттого начинается какая-то настоящая, необыкновенная, живая творческая тишина. И еще где-то ручей бежит, тоже, кажется, молча; но если ход спокойной мысли от какого-нибудь случайного воспоминания оборвется и невозможное желание кому-то близкому что-то сказать вырвется даже сильно, сдержанным тоном, то вдруг из этого ручья, бегущего, вероятно, по камням, быстро вырвется: «Говорите! говорите, говорите!» И тогда все неслышимые музыканты, многомиллионные, бесчисленные, все вдруг с ручьем заодно играют: «Говорите, говорите, говорите!»

Для автора природа — это сама жизнь. Вот почему скала плачет, камень имеет сердце, и оно бьется, как у человека; вот почему рассказчик слушает шепот морского прилива, дыхание лесных растений, веселый говор ручья. Все дышит, все живет.

Именно человек должен делать все для того, чтобы не умолкала, не умирала природа. Он в ответе за будущее природы. От него зависит, будут ли говорить скалы, камни, ручьи. А в наше время это так важно. Сейчас, когда взрываются атомные электростанции, когда по рекам течет бензин и из чистых голубых водоемов они превращаются в черные грязные ленты, когда исчезают целые лесные массивы, человек должен, просто обязан задуматься и задать себе вопрос: а что же останется на нашей планете? Смогут ли наши внуки пойти в лес за грибами и ягодами, смогут ли солнечным днем искупаться в озере, а потом укрыться в тени березовой рощи? Наверное, поэтому создаются сегодня «зеленые» общества. Все эти вопросы волнуют людей, которые объединились в экологические партии и союзы. Хорошо, что такие объединения есть. И все- таки, чтобы уберечь природу от гибели, чтобы сохранить ее богатства, нужно каждому человеку понять, что природа — это наш дом, наш храм, за который мы все в ответе. И каждый должен привести в порядок окружающий его уголок, каждый должен уметь по-настоящему любить, понимать и охранять природу.

В романе «Не стреляйте в белых лебедей» особенно сильно звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Борис Васильев рассказывает о крестьянской семье Полушкиных. Егор — главный герой романа — человек, выросший среди природы и привыкший о ней радеть, он не может в поселке рыть канавы по прямой линии, проведенной прорабом, так как на его пути оказался муравейник. Эта преданность природе непонятна начальнику, и он по-своему прав: ведь трубы водопровода прямые. Трудной и бесполезной кажется жизнь Егору до тех пор, пока он не возвращается в родную стихию: он становится лесником.

В лесу Егор чувствует себя хозяином, заботится о вверенной ему природе: его волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. С горечью говорит он: «Вот я при Черном озере состою, а раньше оно называлось Лебяжьим. А сколько таких черных озер по стране нашей замечательной — это же подумать страшно! Так вот надо бы так сотворить, чтобы они обратно звонкими стали: Лебяжьими или Гусиными... не Черным, вот какая наша забота!»

Егор трагически погибает, но начатое им дело продолжает жить, его подхватывают сын Колька, учительница Нонна, лесничий Юрий Петрович. Роман «Не стреляйте в белых лебедей» — это не «спор» между городом и деревней, между городской культурой и природой, это что-то общее, что можно объединить одной мыслью. Весь роман — это призыв ко всем: «Люди, берегите природу, берегите нашу землю, берегите друг друга!»

Когда мы говорим о природе, мы говорим о своей земле, о своей Родине, о России. Пусть в нашей России никогда не умолкают голоса птиц, пусть шумят леса, стрекочут кузнечики, пусть природа живет и дышит. У поэта С. Викулова любовь к природе и Россия также выступают как единое целое, поэтому мы вместе с ним можем сказать:

Когда бы я не знал,

как бьет хвостом

на звонкой жилке щука,

как под осень

ядреный рыжик,

стоя под кустом,

росу как будто

в рюмочке подносит;

как журавли

отчальную трубят,

как эхо

повторяет рев лосиный, —

боюсь,

я не любил бы

так тебя,

как я сейчас люблю тебя,

Россия!